Как научиться управлять разумом с помощью йоги?

Как научиться управлять разумом с помощью йоги?

Меня всегда ставит в тупик вопрос о том, как долго я занимаюсь йогой. Если нужно просто ответить, не вдаваясь в детали и не смущая собеседника излишней принципиальностью, отвечаю расплывчато-шаблонно «несколько лет». Если чувствую, что обстановка располагает к дискуссии и собеседника не спугнуть моей дотошностью и любовью к деталям, отвечаю честно, что асаны я практикую около 4 лет, а йогой занимаюсь с прошлого года. Я не лукавлю и не пытаюсь никого запутать или произвести впечатление: для меня действительно существует разница, хотя я ничего не сравниваю и не ставлю одно выше другого. Для меня асаны – это безусловно йога, одна из восьми ступеней по Патанджали, но йога – это не только асаны и регулярная практика, это вдох и выдох, это здесь и сейчас, это отношение к себе и окружающим.

Йога-спорт

Когда оказалась на первом занятии, я воспринимала практику как эффективный способ развить гибкость и укрепить тело без тренажеров и ритмичной музыки. Сначала я соревновалась с окружающими, даже не задумываясь о том, что нас могут разделять годы практики и изначально разные природные данные. Скрипя зубами и чуть заметно трясясь всем телом, держала планку и старалась выпрямить колени в навасане; пыталась дотянуться лбом до коленей в пасчимоттанасане и уттанасане. Мне казалось, что я должна показать отличный результат, словно на экзамене или на отборочном туре в сборную факультета. Затем к этому прибавилось соперничество с собой: важно было дотянуть колени ниже, чем вчера, или простоять в позе воина дольше и увереннее, чем в прошлый раз. Должен был быть виден прогресс, который для меня измерялся сантиметрами и секундами, углами наклона и близостью к плоскости пола или стены. Устала и на следующее утро едва стягиваю себя с кровати, потому что все тело ломит? Значит – хорошо отработала, а нет – зря сходила, не выложилась до конца. Дольше, больше, сильнее – звучало в голове.

Укрощение строптивого

Природа разума – быть занятым и быть в движении. Постоянные уведомления, звонки и сообщения, количество просмотров и лайков как оценка КПД на рабочем месте и в жизни задают ритм современной жизни, где многозадачность – это норма. Сотни источников информации, сообщающих, развивающих, развлекающих, напоминающих, заставляют разум разгоняться до космических скоростей, замедлился – упустил, недобрал, проиграл. Мы не можем дочитать лонгрид, потому что наш лимит внимания на страницу в среднем 9 секунд, чашку кофе выпиваем на ходу, разговаривая по телефону, на встрече с друзьями за ужином успеваем проверить почту, выложить пару своих фотографий и откомментировать дюжину чужих. Разум быстро пресыщается и требует, чтобы его постоянно заставали врасплох и развлекали, при чем степень удивления должна расти в геометрической прогрессии, чтобы избежать повторов и единообразия.

Приходя в йога-студию и разложив коврик, многие продолжают играть по тем же правилам: больше разных асан, каждый раз – новые сурьи намаскар, виньясы, мантры, сменить музыку, зажечь благовония, сыграть на музыкальном инструменте, добавить астрологический прогноз... Спрос рождает предложение. Пока я думала, что йога – это асаны, а йоги – это те, кто может свернуться в кольцо в балансе на одной руке и ловко перетекать из одной виньясы в другую круг за кругом, у меня сбивалось дыхание, мой разум ошалело носился по залу или календарю дел вчерашних и завтрашних. Было много ожиданий от преподавателя, от практики. Все мое внимание было ориентировано во вне.

Ловушка для новичков

В йога-школе в Ришикеше практика проходила дважды в день: 2 часа утром, 2 часа – после полудня, но программой были предусмотрены еще дополнительные 2 часа самостоятельной практики в течение дня. Первую неделю, несмотря на ноющие мышцы и усталость во всем теле от непривычной нагрузки (это не занятия в йога-студии 3 раза в неделю по полтора часа), я умудрялась пойти на занятия в другую школу в наш единственный выходной день, чтобы «не отставать от других».

Приехавшие за сертификатом преподавателя мальчики и девочки просили показать как можно больше асан, модификаций, вариантов построения урока. Нам, воспитанным на играх, рейтингах, многообразии и богатстве выбора, казалось, что именно количество асан и то, что каждый следующий урок не похож на предыдущий – это то, что отличает хорошего и опытного преподавателя. Количество асан на уроке приравнивалось все к тому же КПД или показатель уровня профессионализма.

Но наши преподаватели не спешили делиться поурочным планированием и дюжиной вариаций на тему «офисная йога» или «шпагат за неделю». Хотя преподаватели показывали нам комплексы асан для проработки определенных групп мышц – плечевого пояса, спины или таза, они старались вложить в наши головы понимание того, что нет готовых рецептов, а асаны – это только ингредиенты, которые мы должны научиться совмещать в рамках урока и импровизировать. «Если уровень энергии в классе низкий, добавьте прогибов, чтобы активировать симпатическую нервную систему, и наоборот, если уровень энергии высок, сделайте акцент на наклоны вперед, чтобы подключить парасимпатическую нервную систему», – советовал один их преподавателей. Они приводили пример школы Свами Вишнудевананда, основателя международной сети йога-центров и первой программы сертифицирования преподавателей йоги, предусматривавшей изучение и освоение 12 базовых асан, которые гуру рекомендовал вместе с сурья намаскар для ежедневной практики: ширшасана, сарвангасана, халасана, матсьасана, пасчимоттанасана, бхуджангасана, шалабхасана, дханурасана, ардха матсиендрасана, триконасана, падахастасана, бакасана (или маюрасана).

Практика асан тренирует не только тело, делая его более сильным и гибким, но и дыхательную систему. Если вы можете дышать в «странных позах», не сбиваясь, следуете ритму «одно дыхание – одно движение», то дышать в «нормальном» положении не составит труда. Асаны направлены на создание необходимого пространства в теле: это вновь приобретенное в течение практики пространство не только гарантирует правильный обмена веществ и питание клеток, бесперебойную работу нервной системы, но и замедляет дыхание и поток мыслей. Каждый раз приходя на коврик и выполняя одну и ту же последовательность асан, вы чувствуете себя по-разному. Начиная практику с нескольких минут релаксации, понаблюдайте за своими физическими ощущениями, за тем, какое у вас дыхание, ровное, глубокое, поверхностное. Затем проследите, в каком настроении и с какими мыслями вы оказались на коврике, может быть, эти эмоции и переживания отзываются в теле. Концентрация на движущейся точке внутри тела, будь то дыхание или ощущения, позволяет удержать внимание разума внутри тела, не позволяя вырваться далеко за его пределами. Практика становится медитацией, работают не только мышцы, но и разум.

При всем богатстве выбора

Неважно, сколько перевернутых асан вы делаете: можно делать один и тот же вариант стойки на голове каждый день на протяжении нескольких лет и получать пользу, укрепляя тело и тренируя разум. А можно каждый раз выдумывать новую стойку – и никогда не приблизиться к пониманию того, зачем мы это делаем: чтобы накачать пресс и спину или быть счастливым?

В погоне за образами желаемых вещей или достижений мы часто тратим много энергии вместо того, чтобы быть в моменте, сконцентрироваться и оттачивать мастерство «управления разумом». В конце концов практика асан нужна для того, чтобы подготовить тело к самому важному: сидеть в удобной позе со скрещенными ногами и медитировать. Разум тоже должен сидеть смирно, а не метаться в поисках нового, старого, желаемого или раздражающего.


Автор: Виталия Летницкая

Фото: giseleyoga/instagram.com