Гуру — тот, кто укажет духовный путь
Гуру – не просто учитель, а духовный учитель. Он не только знает священные тексты – он живёт и практикует в соответствие с ними. Этимологически слово гуру состоит из двух частей – «гу» (что на санскрите означает «мрак») и «ру» («свет» или «рассеивать»). Лучшее определение дается в «Хайха-йога прадипике» под редакцией Свами Сатьянанды Сарасвати: гуру — это тот, кто удаляет темноту и невежество из вашего ума, чтобы обнаружить и раскрыть чистый свет вашего внутреннего сознания.
По традиции, обретение гуру – это ключевой элемент пути. Древние тексты изобилуют шлоками о том, что обучающийся йоге должен следовать указаниям учителя, не пытаясь осваивать что-то самостоятельно. «Обретя гуру, практикуй йогу. Без гуру ничто не может быть благоприятным» («Шива Самхита»). «В практике следует избавиться от излишнего умствования и выполнять указания гуру» («Хатха-йога прадипика»).
Тексты прямо говорят: истинное знание передается только через гуру, в присутствии которого рушатся последние барьеры ума. «Лишь знание, идущее из уст учителя, действенно: иначе оно бесплодно, слабо и причиняет множество бедствий» («Шива-самхита»).
В замечательной книге «Я есть то» есть диалог, где Шри Нисаргадатта Махараджа спрашивают, как он достиг духовных высот. И он отвечает, что просто поверил своему гуру и следовал его указаниям. «Этого было достаточно?», — уточнили у него. «Что еще нужно? Помнить гуру и его слова — уже достаточно», — ответил мастер. Еще один мастер — Свами Сатьянанда Сарасвати – в период ученичества следовал всего одному указанию своего гуру: «Работай усердно и произойдет очищение. Не нужно привносить свет, он раскроется внутри тебя».
Если человек воспринимает йогу только как физкультуру – ему, конечно, не нужен никакой гуру. Но если человек спустя какое-то время решает идти дальше, вглубь практики – у него возникает потребность в учителе. В том, кто укажет путь — направление внутреннего развития.
Об этом очень хорошо говорит Дешикачар в книге «Сердце йоги»: «Настоящий гуру только показывает дорогу. Вы поворачиваете в правильном направлении, после чего снова оказываетесь предоставлены сами себе — вы нашли свое место и благодарны за это гуру. Для меня всегда естественно поблагодарить гуру, и я могу наслаждаться общением с ним, но я не должен следовать за ним по пятам, потому что тогда я окажусь не на своем месте. Следовать к цели вашего гуру — это один из способов потерять себя. В йоге есть понятие свадхарма, что означает «своя дхарма», «свой собственный путь». Если вы пытаетесь исполнять чужую дхарму, начинаются проблемы. Гуру — это тот, кто помогает вам найти свою собственную дхарму».