Энергетические замки и 3 их вида
С санскрита «бандха» переводится как «держать», «запирать», что точно описывает ее функцию. Бандхи — это энергетические замки, которые предотвращают утечку энергии (праны) вовне и накапливают ее в определенных областях.
Три основных бандхи — это джаландхара, уддияна и мула, они сокращают, соответственно, области горла, живота и тазового дна. Сочетание всех трех бандх с кумбхакой (задержкой дыхания) называется маха бандхой (великим замком).
Бандхи могут использоваться и как отдельные практики, и в пранаяме, но чаще всего – в асанах. В классическом понимании асана выполняется в сочетании с бандхой, йоговским дыханием и направлением взгляда (дришти). Бандхи здесь – наиболее сложная техника. Поэтому и говорят, что путь к бандхам лежит через правильное дыхание и дришти. Например, правильный выдох тонизирует тазовую диафрагму, поэтому мула бандха возникает на конце выдоха.
Во время практики не нужна постоянная 100-процентная активация бандх, говорит сооснователь Miami Life Center Кино МакГрегор: «В одних асанах мула бандху нужно сжимать максимально, а в других — ровно настолько, чтобы создать поддержку для позы, и для этого может хватить 5-процентной активации».
Приступать к освоению бандх рекомендуется с простых асан, таких как Собака мордой вниз или лотос (или поза сидя с перекрестом ног). Вот какую рекомендацию дает хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Р. Джойс: «Вы можете попробовать это в Падмасане в конце практики. Когда вы хотите сделать мула бандху, сперва выдохните так, чтобы легкие полностью опустошились; затем удерживайте мула бандху во время вдоха. Когда вы начнете вдыхать, тогда подключайте уддияна бандху. И если вы будете практиковать в таком ключе многие годы, вы сумеете так делать в любой асане». Бандха - это энергия, которую вы ощущаете, поясняет Шарат джи. И когда она приходит – тело становится легким.
Без бандх прана в теле рассеяна. Мула бандха заставляет прану двигаться вверх и предотвращает ее утечки через нижние отверстия, джаландхара предотвращает утечки вверх, а уддияна направляет прану и апану навстречу друг к другу. Высшим же мастерством считается маха бандха. Вот как описывает ее эффект Свами Муктибодхананда Сарасвати в комментарии на «Хатха-йога прадипику»: «Когда два противоположных полюса энергии (прана и апана) соединяются в пупочном центре, они вынуждены двигаться вверх в аджну. Когда ида и пингала сливаются с сушумной в аджна чакре, ограниченное внутреннее и внешнее осознавание превосходится и развивается состояние свидетельствования (сакши). Сватмарама утверждает, что «ум достигает священного местоположения Шивы», а Шива представляет собой чистое сознание и высшие способности сознания человека».