Что такое прана
Прана – это энергия, жизненная сила, которое пронизывает абсолютно всё. Это основа жизни. Человек живет, пока в нём есть прана. Когда она покидает его – человек умирает.
«Прана бывает грубая и тонкая. Тонкая прана пребывает в форме энергии, а грубая прана имеет форму дыхания», — писал Свами Сатьянанда Сарасвати в своих комментариях к «Йога-сутрам». В Чхандогъе упанишаде есть притча о том, как жизненные силы заспорили, кто из них важнее и лучше. Когда поочередно уходили из тела речь, зрение, слух, ум, то тело худо-бедно существовало. Но когда ушло дыхание, то, «подобно тому, как превосходный конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало из тела другие жизненные силы».
Прана – энергия многомерная. Есть махапрана (великая прана) — космическая, уни¬версальная, энергия. Её частью являются праны, которые управляют функциями нашего тела. Выделяют пять главных пран — прана, апана, самана, удана и вьяна. Удана связана с областью горла и функцией речи. Прана связана с областью груди, дыханием в легких. Самана связана с центральной частью тела и ответственна за пищеварение, а точнее — за усвоение питательных веществ и праны из воздуха и пищи. Апана связана с нижней частью живота и выделительной функцией. Вьяна связана с распределением энергии по всему телу.
В упанишадах упоминаются и другие праны, которые принято считать второстепенными и назвать упапранами. Так, нага производит отрыжку и икоту, курма отвечает за открывание, закрывание и моргание глаз, крикара вызывает голод, жажду, чихание и кашель, девадатта — зевоту и сонливость, а дхананджая — разложение тела после смерти.
Нам необходимы все виды праны, причем они должны быть сбалансированы. Помочь в этом может йога.
Согласно философии йоги, прана течет в теле по разветвленной сети энергетических каналов (нади). «Чем счастливее человек и чем лучше он себя чувствует, тем больше праны внутри его тела. Чем беспокойнее человек, тем больше праны рассеивается и теряется. Одно из определений слова «йог» — «тот, кто сохраняет всю свою энергию внутри тела», — пишет Дешикачар в книге «Сердце йоги». В «Хатха Йога Прадипике» уточняется, что «йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений». Для очищения нади и уменьшения потерь праны рекомендованы асаны и пранаяма.
Вот как пишет об этом Свами Сатьянанда Сарасвати: «Когда вы практикуете асану, прана движется свободно, и существует меньше возможностей для возникновения болезней. Когда прана застаивается где-нибудь в теле, возникают хорошие условия для размножения бактерий; прана должна двигаться подобно быстро текущей воде».