Что делать, если ваш учитель йоги акробат
Все знают, что для полноценной практики нужен Учитель. Иногда бывает, когда таких учителя два. Так получилось, что для йоги ума, для практики осознанности, для медитации и работы с умом у нас один учитель, а для работы с телом — другой. И про йогу этот учитель знает совсем немного. Когда мы проводим совместные семинары, этот учитель предупреждает: «Вы же не ожидаете, что я смогу повторить эти все ваши названия». Потому что наш учитель йоги — профессиональный тренер по спортивной акробатике, представитель эдакого йожеского Мордора, где используются ужасные «офп» и «выпрыжки из низкого седа».
Если посмотреть на то, что умеют акробаты, то йогу может сделаться как-то неуютно, потому что почти вся статическая спортивная акробатика первого-второго годов обучения — это асаны повышенного уровня сложности, и у акробатов, честно скажем, они получаются как-то легче. И как только возникают такие неудобные сравнения, сразу начинается «йога это вообще не про тело, йога это про ум!»
Но популярная йога сейчас это все-таки больше про совершенное владение телом; когда речь заходит об известных йогах современности, то упор ставится именно на «они в совершенстве владеют своим телом». Причем как только технически что-то не получается у этих йогов, то очень удобно сказать: «Вот не надо сравнивать, йога это же работа с умом, тело это так».
Но, между прочим, пранаямы — это тоже тело, и умение останавливать дыхание или не замерзать в снегу – это все только тело. Даже випассана — это тоже тело, потому что в состоянии тупой шаматхи ум – это просто мозг, который не думает, вне контекста чтобы что.
«Чтобы что» в современной йоге — это именно работа с телом, удобная, уместная в любом возрасте, не соревновательная, приносящая хорошее настроение, продуманная, интересная физкультура. Может, я ошибаюсь, но среди гуру и светочей, составляющих актив современной йога-тусовки, вокруг которых все сейчас крутится, не могу припомнить никого, кого можно было бы назвать действительно добрым, мудрым, просветленным человеком, свободным от комплексов, простым и легким в общении, аскетичным, не привязанным к мирскому и поборовшим свое эго.
Если йога – это не работа с телом, а все-таки способ растворить эго, то есть способ уйти от агрессии и помочь миру стать добрее, осознаннее, лучше – то что-то не очень работает в такой работе с телом, потому что вообще сейчас довольно много агрессивных йогов. Агрессивных в нормальном, житейском смысле – показушное вегетарианство и идущее за ним неуважение ценностей других людей, ценовая политика в йога-бизнесе и так далее. Хотя, конечно, есть и совершенно потрясающие личности, несущие свет и добро. Но и тех и тех в мире поровну – будь то мир современной йоги или просто мир. Процентное соотношение таких хороших и осознанных людей среди йогов не меньше и не больше.
В общем, совершенно владеющие телом йоги справедливо становятся в один ряд со всеми остальными людьми, которые тоже совершенно владеют телом, но являются при этом представителями других епархий, так сказать. То есть если мы говорим, что, работая с телом, мы влияем на душу и потому работаем с телом, но сами при этом в лучшем случае не едим мяса, – это не делает нас другими, отличными в своем совершенстве владением телом от спортсменов-акробатов, например, у которых мотивация работы с телом проста, как угол дома: «чтобы победить». Йогам не нужно побеждать на соревнованиях, но мало кто отказался бы от перспективы освоить третью серию или там выжать Вришчикасану на прямые руки из первой Экапады. То есть желание стать лучше по телу, научиться делать что-то, что не мог вчера, присутствует в равной степени и там и там.
Почему именно акробаты, а не гимнасты? Они больше всего похожи на йогов в том, что делают. У них нет снарядов, они тренируются с весом собственного тела и при помощи партнера. Йога очень похожа на акробатику. Вообще, современная йога —это такая акробатика, которой иногда неправильно учат.
Почему иногда неправильно? Потому что принцип обучения в йоге — это всегда субьективный личный опыт одного учителя. Он может потратить всю жизнь, изобретая свою тренировочную систему. Но мощный спортивный синдикат с их промышленным масштабом, с их штамповкой, сводом судейских правил и десятыми баллов на чемпионате мира – в этом плане совершенней, профессиональней. И в этом нет ничего плохого. Это как милый хендмейд и большой красивый завод с мега-станками и супер-качеством. В хендмейде есть душа и шарм, йога для аматора намного интереснее, чем спорт. Потому что вся йога — это аматорство, профессиональной йоги не существует и в этом ее сила и притягательность.
Сейчас мы активно учимся у акробатов их технике. Техника – это способ сделать что-то с наименьшими усилиями. Самая короткая дорога при самом высоком качестве. И цели у нас тут одинаковые – шпагат так шпагат (акробаты, как и мы, йоги, доворачивают бедро задней ноги если что), мост с захватом… так мост с захватом… стойка на руках… так стойка на руках. В мире начальной акробатики, перед рекордами и чемпионатами, нужна база, нужно тело, которое способно делать с этими мостами и шпагатами дальше уже что-то. А мы, йоги, в этот момент останавливаемся, потому что, по сути, единственное различие современной йоги и акробатики заключается в том, что спортсмены потом, с этим всем идут строить всякие комбинации и едут на соревнования отстаивать честь страны. А йоги… не… ну а йоги постят много классных фото в соцсети и проводят семинары
Так вот, к чему я. Шпагат в йоге и шпагат в акробатике не отличаются ничем вообще. Йогическому шпагату можно присвоить много всякого мутноватого сопроводительного материала, вроде это не тот шпагат и цели у него не такие к̶а̶к̶ ̶у̶ ̶п̶л̶е̶б̶е̶й̶с̶к̶и̶х̶,̶ ̶б̶е̶з̶м̶о̶з̶г̶л̶ы̶х̶ ̶и̶ ̶н̶и̶з̶к̶о̶д̶у̶х̶о̶в̶н̶ы̶х̶ ̶с̶п̶о̶р̶т̶и̶в̶н̶ы̶х̶ ̶ш̶п̶а̶г̶а̶т̶о̶в̶. Но сути это не меняет. Мост он тоже всегда мост, будь он Чакрасаной, Урдхва Дханурасаной и моделью межгаллактической дуги. И стойка на руках это тоже стойка на руках – ровная, как у профессионалов, или с выпавшими плечами, как у большинства новичков. Отличие в том, каким путем к этому приходят. В мире суровой спортивной штамповки есть некие базовые элементы, которые ты просто не можешь не делать. Если в йоге Хануманасана это, в общем – основание уже собрать группку и замутить семинарчик «тайны растяжки», то в спортивной акробатике это просто странно, если на втором году обучения у тебя нет шпагата. Не бывает акробатов, не сидящих шпагаты. То же самое и касательно всего спектра, входящего в «уникальное владение телом»: мосты с захватами, попа на голове, стойки и переходы из стоек- это ничего особенного, это просто основа акробатики . Когда я поняла это, пару лет назад, то чувствовала себя почти что обманутой если честно. Потому что вот есть такая целая йога с тайнами растяжки, с учителями, уникально владеющими телом, и есть этот зал, сотни таких залов по всему миру и шпагат там не тема вообще. Разница в том, что йога, с ее некоторым мистицизмом, таинственностью и субъективным, личным опытом учителя в приоритете – оставляет поле надежды, так сказать, место для маневров и фантазий, из серии «вот… говорят….» и конечно, в такое хочется верить и следовать именно по этому пути. Что если очень-очень сильно зажать Мула Бандху и почувствовать силой ума правильные мышцы, то вот так сходу на первом занятии можно выжать спичаг из угла. Или сесть шпагат за одно занятие (моя младшая дочка так “садится на шпагат” на каждой тренировке – очень тугая от природы, она приходит с приличной дырой и за 2 часа додавливает ее в минус, а перед уходом домой уже сидит с лавки с провисанием). Человеку свойственно стремиться к легкому пути, искать его. А путь спортивных технологий суров и долог – что бы что-то получилось, над этим нужно работать, потеть и плакать. Чем сложнее упражнение – тем больше сил и времени нужно на него потратить. Среднестатистическому человеку с средним уровнем подготовки, чтобы освоить шпагат, нужно несколько месяцев. А чтобы выжать спичаг из угла, нужно отшлифовать сперва все подводящие упражнения, которые тупые, скучные и совсем не похожи на стойку на руках. В мире спорта вот так вот чтобы “рррраз и получилось!” не бывает (я думаю, они там много чего пробовали), а в йоге, если верить слухам, бывает все.
Теперь любимое. Про травматизм в спорте. Йоги очень любят говорить что спорт это “фу фу фу”, потому что там все через насилие, через травмы, через убивание спортсмена, а нам такое не надо, у нас травяные чаи, аромамасла и фиолетовые коврики. Потому одно дело когда Шалабхасану делает инструктор с пышными бедрами, по образованию юрист и маркетолог, а другое дело, когда в Пурна Шалабхасане стоят на разминке у акробатов. Мол, “это совершенно разные вещи” . Но это не так. Для того, чтобы освоить тот же элемент (или асану… фигуру… не суть важно!) человеку, будь он йогом или спортсменом, требуется ОДИНАКОВОЕ количество времени и усилий! Потому отмахиваться от спортсменов потому что “ну, они же спортсмены…” – не честно вот от слова совсем!
Да, спорт травматичен и жесток – но уже после шпагатов и мостиков, когда все “тайны” давно изучены и начинается тройное сальто и тому подобное. Убиваются мастера спорта (и то в редких случаях, как правило – мастера спорта по спортивной акробатике ездят по миру, выступают в шоу, живут в хороших квартирах с видом на море) . Но даже чтобы убить мастера спорта, его ж нужно сперва вырастить. Понимаете? Нужно его научить это все делать, провести его крепеньким и здоровеньким через все эти годы в белой пыли магнезии, чтобы он же мог все и был “не сломатый!” Потому спорт как технология, как способ подготовки – как раз очень не травматичен. Со всеми этими требованиями “больше медалей стране!”, риск получить травму также учитывается и сводится к минимуму. Сухой расчет: чтобы сделать мастера спорта, нужно сперва сделать кандидата в мастера спорта. Это года три как минимум. И потом еще года четыре. Семь лет на спортсмена-середнячка. Скажите – “рвать и нещадно убивать” его будут эти 7 лет? Да с них пылинки сдувают! Ведь нужно вырастить сперва, целым и невредимым – что травмированный на чемпионате мира делать-то будет? Потому спортивные технологии такие безопасные (я говорю про спортивную акробатику, если что) и действительно толковые. Я видела не раз и не два как инструкторы по йоге нещадно давили кривые спины ученикам в складке, совершенно варварское зрелище, скажу я вам, в то же время способ продавить в складку (Пасчимоттанасану) с руками ученика в локтевом замке и вытягиванием спины сначала вверх, потом вперед и потом уже навалились на поясницу, не отпуская локтевого замка я увидела как раз в суровом спортивном зале. И еще есть тренеры.
Тут сделаю отступление. Про злых йогов ̶к̶о̶т̶о̶р̶ы̶е̶ ̶н̶е̶ ̶х̶о̶т̶я̶т̶ ̶р̶а̶б̶о̶т̶а̶т̶ь̶ ̶б̶е̶с̶п̶л̶а̶т̶н̶о̶ я как-то писала. Сейчас про акробатов. Я немного поездила по сборам и соревнованиям и смогла оценить акробатов в повседневной жизни: большинство из них явно не просветленные товарищи. То есть все то, что они делают с телом, очень похожее на то, что делают йоги – на их умы и души не влияет. Я не знаю, кстати, как вели бы себя йоги в автобусе по дороге с пляжа (сборная по акробатке это нечто, как автобус не перевернулся - не знаю!)… но мне кажется, что дело тут не в самих упражнениях, которые ты повторяешь изо дня в день, а в то самом “чтобы что”. Какая мотивация этого всего. Стать сильным, стать крутым, стать “свободным от всего”, “победить свое тело”, поехать с “тайнами растяжки” на Бали?… вот в этом кроется главное отличие йоги от акробатики, потому что позы все похожи, а что в головах?
В общем, я сейчас учусь у тренера-акробата. И учусь йоге. И учусь бесплатно. Мой тренер для меня это тот самый Учитель, без понтов и короны, фанатик своего дела, не берущий индивидуальных учеников (не интересно). честный и беспощадный – который уже более тридцати лет занимается развитием того самого “совершенного владения телом” ( и попробуй там только совершенно им не повладей:) я вижу человека одержимого своим делом, уходящего из дома когда еще темно, и возвращающегося тоже, когда уже темно. 6 дней в неделю. Не видящего ничего, кроме дела всей своей жизни – акробатики. И такие учителя есть, мои детям очень повезло поработать с тренерами от Бога, которые еще не разъехались … которые, глядя на твою стойку на руках скажут ряд ценнейших замечаний, не прочитанных где-то в инстаграме под чужим йога-челленжем, а родившихся только после сотен увиденных и отстроенных стоек, выращенных с пятилетнего возраста и отпущенных во взрослую жизнь с золотыми медалями. Эти учителя вообще не от мира сего. И часто добираются на работу тремя видами транспорта, ходят в растянутых трениках и обедают булочкой с кефиром, сидя на матах в углу под батутом. Потому что им не нужно больше. У них там в хозяйстве кувыркаются и растягиваются двойные сальто, диамидовские повороты, “горизонты” и “мексиканки”.
Помню, как хотела взять индивидуальное занятие у тренера моих детей. И приготовила деньги. Она сказала, что у нее нет времени и чтобы я не морочила ей голову и шла стоять под стенку в группировке. И потом долетало, из разных углов зала: “Оля, короткий живот!” “Оля, втяни плечи!” "Оля, ты стоишь на пятках!". Это была лучшая моя практика.