Больно? Не верю!

В 1920-х годах знаменитый театральный режиссер Константин Станиславский для пробуждения творческой силы стал использовать в своем театре принципы йоги.

Однажды Станиславский спросил у Михоэлса, с чего начинается полет птицы. «Птица сначала расправляет крылья», – сказал Михоэлс. «Ничего подобного, – сказал Станиславский, – птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание. Птица набирает воздух в грудную клетку и начинает летать». Такое же свободное дыхание он хотел развить у актеров. И его классы актерского мастерства в начале ХХ века по сути можно считать первыми классами по хатха-йоге в России.

Станиславский писал, что творческую работу надо начинать с освобождения мышц.

«От корня руки (от плеча) вы пропускаете движение праны по всей руке. Постепенно убирайте напряжение от самых кончиков пальцев. Если прана будет переливаться по руке, по ногам, то вы всегда будете пластичны. Надо, чтобы при походке энергия прокатывалась по всем позвонкам и уходила в ноги... Когда будете ходить, дохаживайте до конца большого пальца», – это Станиславский дает инструкции исполнительнице роли царицы. Согласитесь, репетиция спектакля сильно напоминает класс по йоге.

Откуда Станиславский узнал о йоге? Никаких учителей йоги в начале ХХ века в России еще не было, но книги уже издавались. В журнале «Вопросы театра» за 2009 год исследователь биографии театрального режиссера Сергей Черкасский отмечает, что впервые Станиславский познакомился с йогой в 1911 году, прочитав книгу Рамачараки «Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека». Позднее, в 1914 году, в России вышла еще одна книга Рамачараки «Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека». Обе книги, судя по количеству пометок в личных экземплярах, Станиславский изучил досконально.

Рамачарака – псевдоним Уильяма Аткинсона – американского писателя и эзотерика, который понятным для западного читателя языком излагал систему философии и практики индийской йоги. В личной библиотеке Станиславского были также произведения Рабиндраната Тагора: по его пьесе «Король темного чертога» Станиславский хотел ставить спектакль и даже приглашал в МХТ лектора по индийский философии, чтобы глубже понять истоки индийской мысли. Йога привлекла его как психофизическая практика, дающая возможность контролировать ум через работу с телом. Как пишет Черкасский, записные книжки Станиславского сезона 1919-1920 годов содержат значительное количество заметок о применении в театральной педагогике хатха-йоги, которая практиковалась наравне со шведской гимнастикой, упражнениями на ритм и речевым тренингом.

Он учит актеров ритмическому дыханию, т.е. управлению праной, а также некоторым техникам концентрации – учит «делать из мысли как бы огненный шар». Асан как таковых в этой практике не было, пишет Черкасский, но Станиславский «уделял большое внимание снятию мышечных напряжений как первому шагу на пути достижения творческого самочувствия». «При освобождении мышц существуют два момента: а) освобождение праны и б) посылка ее. Прана освобождается для того, чтобы действовать, пользоваться этой энергией», – замечает Станиславский в «Плане дальнейших оперных упражнений».

Станиславский считал, что мы родились со способностью к творчеству, что эта «система» уже встроена в нас. Но мы забыли свою природу, поэтому на сцене актер начинает притворяться и наигрывать. А надо пробудить творчество в себе. Не удивительно, что Станиславский заинтересовался системой йоги, цель которой как раз и состоит в том, чтобы познать себя, увидеть себя в истинном свете. Используя принципы йоги, он создал тренинг «памяти пяти чувств», где упражнения нацелены на развитие внимания, осознанности и пробуждение высшей творческой силы.

По сути, с помощью средств йоги Станиславский учил актеров владеть чувствами и волей. «Познайте свою природу, дисциплинируйте ее», – призывал он. Йога не была единственным источником его системы, но ее мощное влияние несомненно. Станиславский считал йогу одним из путей достижения личной свободы.


Александа Белуза – сертифицированный преподаватель Хатха-йоги и преподаватель Аштанга-виньяса йоги.