5 кош — 5 энергетических оболочек человека
С санскрита коша переводится как оболочка. Согласно философии йоги, существует пять облолочек, кош, из которых состоит человек – одна внешняя и четыре внутренних.
У каждого из нас есть физическое тело (аннамайя коша), энергия (пранамайя коша), ум (маномайя коша), интуиция (виджнянамайя коша) и тело блаженства (анандамайя коша). Они существуют не по отдельности, а как бы друг в друге. Так, праническое тело вливает энергию в каждую клетку тела физического, а само оно поддерживается за счет других оболочек, еще более мощных. Большинство из нас осознает, как правило, только свое физическое тело. С помощью йоговских техник можно развивать осознание более тонких состояний.
Вот что об этом сказано в комментарии на «Хатха-йога прадипику» под редакцией Свами Сатьянанды Сарасвати: эти пять оболочек взаимосвязаны. Когда аннамайя и пранамайя прочищены, не остается никаких блокировок между ними и маномайей. Ум, тело и энергия могут работать в унисон, и это удаляет барьер на пути к виджнянамайя коше». Когда эта оболочка пробуждается, человек обретает интуитивную мудрость и начинает видеть за обычными явлениями основополагающую реальность.
Техники йоги воздействуют на четыре коши. Только на этапе достижения самадхи можно ощутить пятую кошу — тело блаженства, которое считается местом пребывания самой тонкой праны. Но чтобы добраться до этого уровня, нужно много поработать над очищением энергетических токов. Поможет в этом практика асан.
«Не думайте, что асана воздействует только на физическое тело. Асана — это поле, где взаимодействуют три слоя человека: тело (аннамайя коша), энергия (пранамайя коша) и ум (маномайя коша)», — пишет Б.К.С. Айенгар в своей книге «Йога. Свет жизни». Например, в скрутках сжимаются не только внутренние органы, но и нервы. При этом ум, который согласно йоговской концепции находится не в голове, а во всем теле, также принимает форму асаны.
Таким образом, йога сама по себе – это терапия. Когда между любыми из кош существуют блоки и связь между ними нарушена, возникают болезни. Практика йоги способствует единству человека на всех уровнях — физическом, эмоциональном, ментальном, психическом и космическом.
Первые упоминания о пяти человеческих сущностях встречаются в одной из древнейших упанишад — «Тайттирии». Там рассказывается о природе Атмана, который «имеет вид человека». Сущности Атмана, которые затем получили развитие в концепции кош – это «состоящий из соков пищи», «состоящий из дыхания», «состоящий из разума», «состоящий из распознавания» и «состоящий из блаженства». Блаженство понимается как его глубочайшая сущность.