Форс-минор
«Не форсируй», — сказал мне однажды инструктор по йоге, и что-то внутри меня остановилось. Это случилось 10 лет назад, когда началась моя личная практика. Я хорошо помню то время: уже тогда мы жили набегу в мире полном информации и скорости. Уже тогда нам не хватало 24 часов в сутках, уже тогда в воздухе витал аромат кофейного бума, который нам предстояло пережить, а слова быстрее, выше и сильнее стали синонимами.
Любое промедление означало лень и прокрастинацию, любая нагрузка будь то умственная или физическая не засчитывалась, если не «вышибала из тебя пот» …
Нужно быть в потоке, в ресурсе, в тренде и еще бог знает где. И выйти из этого потока значило «проиграть». Интуитивно мы понимали, что естественная среда стала, как никогда, противоестественной, поэтому мы с особым удовольствием предавались легитимным «проигрышам» на ковриках для йоги, еще не осознавая, что на самом деле круто «выигрываем».Любимый и авторитетный «сенсей» спокойным тоном провозглашал: сойти на обочину и остановиться, когда надо — это великое благо и сила, это значит договориться с собой, вопреки собственному сопротивлению, которое на самом деле было общественным. Но о замедлении думали осторожно, этих мыслей стыдились, а тем временем этот скрытый запрос принимал массовый характер. И нам казалось, что йога удовлетворяла его случайно.
Сегодня мы совершенно точно знаем, что это не так. Поверхностно в призыве «не форсировать» лежит идея чистосердечного признания самого себя, своего положения в асане.
Не секрет, что тело быстрее входит в позу именно через расслабление в ней. Ментальное и физическое замедление. И хотя цель йоги не в достигаторстве, это удивительное явление лишь подтверждает парадоксальную формулу «остановись — и пойдешь дальше». Тогда в 2012 году что-то во мне остановилось, и я задумалась: а что, если эта формула работает не только на коврике для йоги?Исторически и генетически мы привыкли, что труд, во-первых, сделал из обезьяны человека, во-вторых, позволил ему извлечь из пруда рыбу и, наконец, облагородил его до современного холёного джентльмена, хозяина мира. И хотя сегодня наша жизнь провозглашает сочетание неизбежного труда и непременного отдыха, всё же рудиментарное ощущение стыда за то, что те же итальянцы, например, ласково называют «сладким ничегонеделанием» превращает нашу реальность в бесконечный марафон. И тот, кто раньше всех понял, что это оксюморон — сумел вовремя остановиться и благодаря этому (если очень надо) бОльшего добиться.
В доказательство этому, вот уже 10 лет я наблюдаю нарастающий интерес к йоге. Общий уровень подготовки и знания практикующих (как средняя температура по больнице) в целом гораздо выше, чем в том же 2012, когда я и многие другие впервые пробовала себя на коврике. Сейчас никому не надо объяснять, как принять позу лотоса и почему собака смотрит мордой вниз. А абонемент на йогу давно входит в список обязательных ежемесячных затрат. Сейчас никому не надо объяснять, почему движения не существует без остановки. И если твой поезд несется до станции «бесконечная», насколько это возможно в масштабах человеческой жизни, то зачем же так спешить?!
Автор: Кристина Джус