Детская йога в художественном произведении
Содержание статьи
Юлия Терехова, педагог. методист по начальному образованию, дипломированный психолог, арт-терапевт, детский йога-тренер, о своей будущей книге «Гена и Рита в Цветландии» говорит так: «Книга продумана так, чтобы это не был набор практик по йоге. Хотелось, чтоб дети шли от сюжета к йоге, а не наоборот. Занимаясь йогой с детьми, я поняла, что главное для них — подражание герою. Вот и хотелось вывести героя на первое место и встроить в сюжет практику».
Публикуем отрывок из книги с практикой.
За окном, как и предсказывали, лил дождь.
Утром воскресенья началось с тренировки.
Рита, Гена, мама и папа — все пробовали стоять на одной ноге, складывая руки перед собой. Устроили соревнования, и оказалось, что Гена и Рита могут стоять уже столько же, сколько и взрослые.
- Вот что значит тренировка, через неделю вы сможете стоять еще больше, чем мы, — восхищенно сказал папа.
Так как погода прогулку отменила, семья села играть в их любимую настольную игру «Сырный замок». Потом все вместе смотрели мультфильм. Потом после обеда настал «Час чтения», когда каждый читает свою любимую книгу. Но это только назывался час. Читали кто-то больше, кто-то меньше, но час, пока не сработает таймер, в квартире стояла тишина — такое было правило.
Гена и Рита уже довольно уверенно читали, но книги предпочитали разные. Ритина любимая — «Пыльца фей или заколдованный остров», Гена же начал читать «Подвиги Геракла». После чтения дети ушли в свою комнату и занялись постройкой шалаша. В ход шли пледы, стулья, прищепки, подушки, припрятанная елочная гирлянда. Внутри шалаша, освещенного неярким светом гирлянды, стало удивительно уютно.
- Гена, как ты думаешь, если мы сейчас попробуем попасть в лес, мы сможем познакомиться с цветиками?
- Почему светиками.
- Не светиками, а цветиками, это я их так назвала.
- Хорошее название. Я думаю да. Давай попробуем.
Ребята сели, скрестив ноги, положили руки на колени ладонями вверх. Закрыли глаза.
- Алиса, таймер на 10 минут. Включи музыку для медитации, флейта.
- Вдох. Выдох. Вдох. Выдох. Открываем.
Гена и Рита увидели себя на той самой полянке, где были в первый раз. Они оказались не возле деревьев, а в самом центре, недалеко от здания. Все было как и в прошлый раз. Играющие дети увидели Гену и Риту. Ну минуту они застыли на месте, а потом сделали несколько шагов к ним. Гена взял Риту за руку и они пошли навстречу цветикам.
«Привет, — неуверенно сказал Гена, — мы бы очень хотели с вами познакомиться, меня зовут Гена, а это моя сестра Рита». И Гена протянул руку. Дети заинтересованно смотрели на них во все глаза.
- Мы, конечно, не говорим на вашем языке, но нам бы очень хотелось с вами поиграть, — продолжал болтать Гена, когда ему было страшно или непонятно, он всегда много говорил.
И тут один из детей положил протянутую руку Гены себе на плечо, а свою руку положил на плечо Гене. Следом подошел еще один цветик (теперь мы их будем так называть с легкой руки Риты), затем другой, они клали руки на плечи друг другу, образовывая цепочку. Последний цветик положил руку на плечо Рите, Гена и Рита положили руки на плечи друг другу, так образовался круг. Все закрыли глаза, брат и сестра закрыли тоже. Через пару секунд они услышали.
- Привет, мы бы тоже хотели с вами подружиться.
- Вы знаете наш язык?
- Мы умеем общаться на любом языке, если наладим связь, связь с вами мы наладили. И теперь мы можем понимать вас и говорить с вами. А вы можете понимать нас.
- Это так здорово, меня зовут Рита.
Рита протянула руку одному из цветиков. Цветик погладил её руку.
- Я придумала вам название — цветики, подходит ли вам это?
- Цветики? О, нам это очень подходит, потому что мы рождаемся в цветах.
- Как это в цветах?
- Вот видите эти цветы, — цветик показал на чудесно пахнущие цветы на дереве. Наша млея, это наша наставница, приходит к дереву и собирает нас, когда мы рождаемся и передает нашим родителям. И потом мы вместе с родителями приезжаем в этот лес, в этот дом, и млея, и валду — это наставник мальчиков, рассказывают родителям как лучше нас растить. Мы знакомимся друг с другом. А когда нам исполняется три года, мы начинаем здесь учиться, и учимся здесь, пока нам не исполнится 11 лет, а потом мы будем учиться создавать то, к чему у нас больше способностей.
-А сколько вас здесь?
- Обычно с одного дерева нас рождается восемь-десять. Иногда из цветка появляются двое. Вот как я и она.
- Это как мы, мы тоже с Ритой вместе родились? — воскликнул Гена, — Как тебя зовут?
- Меня Камби.
- Очень приятно, — Гена протянул руку. Человечек удивленно посмотрел на нее и погладил.
- Я мальчик, ты тоже? — спросил Гена у Камби.
- Да, я мальчик. Я учусь вон в том доме чуть подальше отсюда. И меня учит Валду. Он мужчина.
У нас мальчики и девочки учатся по-разному. Когда мы познакомимся поближе, вы все поймете.
В этот момент на крыльцо вышла млея. Она поднесла к губам инструмент и подула в него, раздался необычайно красивый звук.
- Нам нужны уже собираться. Сейчас будет игра.
- Можно с вами поиграть?
- Конечно можно.
Все цветики собрались вокруг млеи и стали ей что-то рассказывать. Млея перевела взгляд на Гену и Риту, улыбнулась им и позвала к себе жестом. Дети подошли. Млея положила руки им на плечи, закрыла глаза, вдохнула, а когда она открыла глаза, то сказала: «Здравствуйте, милые маленькие путешественники, мы рады вам. Хотите с нами поиграть?»
- Очень, очень хотим.
- Ну что ж, тогда объясняю вам правила игры. Если я показываю рукой вверх, вы изображаете то, что живет в небе. Если я показываю ногой на землю — то, что живет на земле. Если я показываю рукой волны — то, что живёт в воде. Смотрите, как показывают цветики и повторяйте за ними. Постепенно вы выучите все возможные фигуры. Начинаем.
Млея показала ногой на землю и все цветики встали на одну ногу. И сложили руки перед собой.
«Это значит дерево», — прошептал Камби.
Гена и Рита стояли почти столько же, сколько и все, ни разу не качнувшись, и были очень довольны собой. Женщина показала рукой волну. Цветики легли на спину, вытянули руки и положили их под спину, подняли вверх грудь, а макушкой коснулись пола. Кто-то лег на спину, согнул ноги в коленях, вытянул руки вдоль туловища как опоры, поднял спину и затем поднял одну ногу. Гена и Рита старались не отставать, повторяя одну позу за другой. Когда все наигрались, млея поднесла к губам инструмент и еще раз подула. Все цветики подошли к ней, подошли Гена и Рита.
- Я думаю, что вам уже пора, мы вас будем очень ждать.
Цветики взяли Гену и Риту за руки, образуя круг.
- Закроем глаза, — сказал млея, — на счет три откроете. Раз, два, три.
Гена и Рита открыли глаза, они сидели в своем шалаше.
За ужином дети больше болтали, чем ели, рассказывая родителям о своем новом путешествии.
- Значит нам довелось присутствовать при рождении цветиков. Это было похоже на волшебство, — вспомнила их прошлое путешествие мама.
- А мы научились играть в новую игру, — похвастался Гена, — мы и вас научим.
Перед сном Гена и Рита продемонстрировали родителям несколько новых поз. Они назвали их: рыба, птица, кит.
Гена и Рита поняли, что надо хорошенько тренироваться, чтобы достичь такого же умения как у цветиков.
Методические рекомендации к главе 3.
Уважаемые родители, позвольте дать вам несколько рекомендаций по выполнению упражнений.
В этом возрасте детям нужно преподносить йогу в виде игры, так как ведущая деятельность — игровая. И, конечно, же не нужно читать им о пользе и о том, когда выполнять позы. Эта информация для вас. Технику выполнения прочитайте про себя, разберитесь с ней, потом можете прочесть ее ребенку вслух или рассказать простыми словами, а лучше покажите. Корректировать позы телесно в этом возрасте не нужно. Пусть делают как получается. Совсем хорошо, если вы будете выполнять все вместе с детьми. Польза возрастет десятикратно. Пример значимого взрослого для ребенка бесценен.
Хорошей вам практики.
Рыба
Польза:
Поза Рыбы делает дыхание более глубоким и облегчает состояние средней тяжести при астме и бронхите. Грациозный прогиб спины раскрывает грудную клетку, оставляя открытой чакру сердца и высвобождая позитивные чувства любви и хорошего самочувствия.
Когда выполнять эту позу:
Используйте позу Рыбы, чтобы исправить осанку и прогнать отрицательные эмоции.
Техника:
- Лягте на пол. Согните и сомкните колени, ступни вместе, пальцы и пятки на полу. Руки вытянуты вдоль тела.
- Вдохните, и не выпрямляя коленей, поднимите таз и положите под него руки так, чтобы пальцы соприкасались.
- Лягте на руки. Вытяните ноги, почувствуйте, какими тяжелыми они стали. Дышите ровно.
- Сделайте вдох и одновременно поднимите вверх грудную клетку. Выгибая спину и касаясь макушкой пола. Упритесь с пол локтями. Сделайте пять глубоких вдохов и выдохов, затем опуститесь на пол, освободите руки и обхватите ими прижатые к груди колени.
Голубь
Польза:
Поза Голубя позволяет глубоко растянуть ягодичные мышцы. Наклон вперед очень хорошо успокаивает перевозбужденный мозг.
Когда выполнять позу:
Поза голубя наполняет тело энергией
Техника:
- Встаньте на четвереньки.
- Упритесь пальцами в пол, выпрямите колени и опустите голову вниз.
- Теперь поднимите вверх левую ногу, согните колено и пронесите ногу между руками.
- Положите колено на пол и поверните пятку вправо. Внешняя сторона левого колена и внешняя сторона левого бедра должны опуститься на пол. Растяните назад правую ногу и удерживайте тело на руках.
- Дышите ровно и на выдохе опустите грудь вперед, на колено. Подложите руки под голову как подушку и расслабьтесь. Закройте глаза на несколько минут. Выйдите из позы. Отдохните. Затем повторите позу для другой стороны.
Голубой кит
Польза:
Поза Кита укрепляет спину и мышцы ног, позволяет растянуть мышцв задней поверхности шеи, помогает сохранить позвоночник гибким, открывает сердце, грудную клетку и легкие.
Когда выполнять эту позу:
Когда нужно поднять настроение. Вы не только успокоитесь. Но и снимите боль в спине.
Техника:
- Лягте на спину, положите руки вдоль тела, выровняйте дыхание.
- Согните колени так, чтобы пятки и пальцы ног плотно стояли на полу. Ступни должны находиться на ширине бедер и на некотором отдалении от ягодиц.
- Вдохните и медленно оторвите спину от пола. Выдохните и представьте, что вы выбрасываетефонтан воды через пупок — точно так, как это делает кит.
- Продолжайте дышать ровно. Поднимите и выпрямите правую ногу.Посмотрите на пальцы ноги и представьте. Что это кончик китового хвоста. Опустите правую ногу и повторите упражнение левой ногой.
- Когда вы выдыхаете. Мягко опуститесь на пол, прижмите колени к животу и обнямите их руками. Эта поза-противовес, чтобы снять напряжение со спины.