Йога стона – практика от телесных зажимов
Кто знаком с собаками-лабрадорами, тот знает насколько они доброжелательны, оптимистичны и общительны. Когда к нам домой приходят гости, то наша Лаки-лабрадор подбегает, радостно виляя хвостиком, и еле сдерживает себя, чтобы не облизать гостя сверху донизу. Усмирить свое гостеприимство ей помогает попеременное выполнение поз Собака мордой вниз и Собака мордой вверх. Некоторые даже считали, что такими поклонами Лакушка почтительно их встречает, но на самом деле она так успокаивает свою нервную систему от излишней радушности. Йоги древности наблюдали за животными, признавая их лучшими учителями, Гуру которых – сама Природа.
В отличие от животных человеческий ум часто навязывает телу ложный путь к исцелению, однако увеличивая телесную осознанность, можно повысить осознанность ума. Развивая умение слушать природный язык тела, можно получить доступ ко всем нужным лекарствам, сокрытым внутри человека, а йога – это инструмент по их извлечению. Как-то, ложась в Шавасану, я непроизвольно громко выдохнула длинным протяжным звуком похожим на стон. Тогда я сознательно разрешила себе простонать еще некоторое время, ощутив, как тело с радостью отзывается и еще больше расслабляется. Йоговские позы, медитации, пранаямы позволяют освободится от ментальных и физических зажимов (многие из которых нами не осознаны), а это иногда приводит к тому, что человек может застонать, задрожать, расплакаться или рассмеяться без видимой на то причины. На занятиях по Кундалини-йоге мы всегда приветствуем такое спонтанное и свободное выражение эмоций, стараясь преодолеть стеснение ума, и не обращать внимание на внешнее нарушение регламента занятий. Поскольку внутренне у человека происходит разгрузка подсознательного – в теле распускается какой-то блок, и ранее запертая праническая энергия начинает свободно циркулировать. А разве не это цель йоги? Йоги Бхаджан учил, что если существует блок, то мы не можем добраться до своего высшего осознания, и наше высшее осознание не может добраться до нас.
Эволюция блока
Блоки не занимают место где-попало, а именно в той части тела, где произошла блокировка импульса. Например, легкие – это тот орган, который берет на себя удар, когда человек переживает горе потери и сопутствующие ей эмоции печали, тоски, скорби. Если же во время утраты человек не осознал и не прожил свои чувства, то они оставят свой след в виде телесного зажима. Так, на невыраженный стресс легкие могут отреагировать поверхностным дыханием, появлением затруднённого вдоха, который человек будет инстинктивно пытаться компенсировать зевком, расслабляющим органы дыхания. Зевок, крик, стон, плач, смех являются природной, а значит наиболее целительной реакцией на сжатие. Мы все так устроены, что в момент опасности сжимаемся, чтобы защититься и сгруппировать мышцы для ответной реакции. Но для профилактики блоков очень важно, чтобы за сжатием сразу последовало отреагирование. Стон и другие звукоизвлечения способствуют не только снятию зажимов, но и развитию естественного дыхания, которое мы столь усердно восстанавливаем на йогических занятиях.
Целительный стон
Недавно, выполняя очень трудную медитацию, требующую значительного мышечного напряжения, я доверилась своему инстинктивному импульсу – стону, который так и напрашивался в качестве сопровождающего. В результате, ранее непрожитые переживания, преобразованные в протяжный звук стона, вынесли на поверхность давно забытые события детства. Когда в возрасте четырех лет я впервые столкнулась со смертью, став свидетелем похорон маленькой девочки, умершей от загадочной тогда для меня болезни. «Её съел рак», – говорили взрослые. Что это за животное такое, которое смогло съесть человека? Недоумевала я. Отреагирование стоном усилило медитативный процесс очищения ума, помогая увидеть ситуацию уже не через призму растерянного, опечаленного и напуганного ребенка, а взрослого человека. Стон не только помог разгрузить подсознание, но и нейтрализовать неприятные физические ощущения. Вибрации стона дают сигнал в мозг для выброса в кровь эндорфинов, которые, как известно, имеют эффект анестезии.
Я тот, кто я есть
Любопытно, что тело одинаково стонет и на боль, и на удовольствие. О чем все это говорит? Стон не только отражает наше эмоциональное состояние, но и влияет на него, помогая установить согласие между телом и умом. Значит можно использовать стон как врожденный метод обезболивания. Во-вторых, осознанный стон помогает освобождать подсознание от ментального мусора и снимать телесные зажимы. В-третьих, не нужно ничего контролировать: если больно – стони, и если приятно – стони. Нет ничего постоянного. Любые попытки достичь непрерывного счастья – это изобретение ума. Страдание происходит от того, что есть желание быть кем-то отличным от того, что мы есть.
Практика
Крия*, которую я хочу предложить вашему вниманию, предназначена для укрепления нервной системы, и одним из упражнений в ней является стон. Йоги Бхаджан оставил такой комментарий к этой крии: «Если духовно мы недостаточно сильны, мы не можем вступать в переговоры. Если ментально мы недостаточно сильны, тогда у нас не хватает выдержки продолжать переговоры. Тогда мы создаём всё больше ружей и бомб».
Скачайте Крию здесь.
Примечание: *Крия «Укрепление центральной нервной системы» взята из книги «Крии Кундалини-йоги».
Sampuranjeet Kaur (Юлия Кудрявых) − преподаватель Кундалини-йоги и практикующий психолог. Регулярно проводит психологическую консультативную практику с использованием традиционных и йогических методов помощи, направленных на улучшение взаимоотношений, поиск и раскрытие внутренних ресурсов человека.
Фото: Instagram.com/germanova_ekatetina