Почему мы болеем: как сократить риск возникновения заболеваний

Вы никогда не задумывались о том, почему мы болеем? Почему даже те из нас, кто ведет здоровый образ жизни, – вегетарианцы, практикующие йогу, и те, у кого по меркам общества «все хорошо» – крепкий брак, любящая семья, успешная карьера, – становятся жертвами хронических или смертельных заболеваний? Да, болезни могут быть обусловлены врожденными генными отклонениями, но таких, откровенно говоря, на сегодняшний день известно очень мало.

Проработав много лет врачом-онкологом, я не мог не задаться этими вопросами. В поиске ответов я занялся изучением тех культур, где срок жизни зачастую превышает сто лет, а люди крайне редко страдают от хронических болезней, ставших бичом нашего общества, таких как заболевания сердца, рак и диабет. Кроме того, в моей практике были случаи неожиданных и «чудесных» исцелений, когда люди избавлялись от смертельного недуга словно по мановению волшебной палочки, и их опыт не мог не заинтересовать.

Выяснилось, что первые жили в полном согласии со своими традициями – семья, общинный дух, здоровые привычки в еде. Вторые же пересмотрели свои взгляды на жизнь, произвели переоценку ценностей, отказавшись от напряженной работы и долгих часов в офисе, отрывающих их от дома и семьи, предпочтя более «простой», не ориентированный на внешние стандарты образ жизни. Другими словами, их жизнь начинала напоминать стиль существования в традиционных культурах.

Знакомясь с историями этих людей, я понял, что у нас с ними много общего. Первый звоночек для меня прозвенел пять лет назад, когда я, сидя на работе, наговаривал на диктофон диагнозы пациентов. Внезапно у меня начал заплетаться язык. Я остановился, встряхнулся и попробовал снова. Язык по-преж­не­му не слушался, и меня охватила паника. Я не понимал, что происходит. Выждав тридцать секунд, я предпринял еще одну попытку. На этот раз речь звучала почти нормально. «Вот и славно, – подумал я. – Что бы это ни было, все прошло». И снова занялся делами. Спустя какое-то время, сев в машину, я вдруг обнаружил, что не могу расстегнуть пуговицы на рубашке – пальцы левой руки не действовали. Я вернулся обратно в госпиталь и лег на обследование. Мне поставили диагноз «микроинсульт». Я не мог в это поверить. Я был в отличной форме, хорошо питался и вообще делал все «правильно».

Кто-то сказал, что жизнь сначала щекочет нас перышком, а если мы не обращаем внимания, бросает в нас кирпич. Поскольку заболевание больше никак не проявлялось, «перышко» я проигнорировал. Но четыре годя спустя мое состояние резко ухудшилось. Нервы сдали, а тело буквально кричало о болезни: возникло какое-то онемение, странное покалывание. Общее ощущение было такое, словно меня оглушило снарядом. Сказались бесконечные часы на работе, страх не оправдать ожидания, подвести себя, своих пациентов и коллег – и я решил уйти. Я задал себе вопрос, который раньше задавал собственным пациентам: как я мог не видеть, до чего довел свое тело?

На протяжении многих лет я верил в то, что тело, ум и дух взаимосвязаны и что в этой взаимосвязи – ключ к крепкому здоровью. Но я не знал, как именно это работает. Не хватало какого-то важного звена. Поразмыслив, я пришел к выводу, что в этой формуле здоровья присутствует еще одна составляющая – то, как мы контактируем с миром, и насколько гармонично наше с ним взаимодействие. Наши взаимоотношения с самими собой, партнерами, детьми, семьей, коллегами, а также с «большим» ми­ром, включая страну, планету и даже вселенную, – все это оказывает огромное влияние на самочув­ствие.

Я понял, что в моей жизни этот баланс отсутствует. Ощущал ли я прежде окружающий мир во всей его многогранности как неотъемлемую часть своей реальности? Поскольку я считал, что у меня «все в порядке», то просто об этом не задумывался. Но «кирпич», свалившийся на голову, не оставил выбора: мне пришлось посмотреть на вещи по-новому. Мне захотелось заглянуть в себя и во всем разобраться. Однако обрести гармонию, когда вокруг царит суета, очень трудно. Можно правильно питаться и вести здоровый образ жизни, но вот как добраться до ума, как его исцелить?

Мне повезло: как раз в тот период я услышал о программе борьбы со стрессом в Университете Массачусетса, которую около тридцати лет назад создал Джон Кабат-Зинн. Десятки тысяч пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, улучшили свое здоровье, следуя его методике развития осознанности, основанной на медитации. Я записался на семинар, ничего не зная о том, что мне предстоит, но покинул университет, глядя на жизнь совершенно другими глазами. Я нашел свой путь, научился жить, наслаждаясь каждым моментом, – с помощью медитации и хатха-йоги. Благодаря практике я понял, что недостающим звеном была осознанность. Я не видел, насколько разрушительным был мой образ жизни, по одной простой причине: чтобы, заглянув в себя, понять, где нарушился баланс, и запустить процесс исцеления, необходимо «включить» осознанность.

Теперь ежеутренние медитации помогают мне пребывать в «здесь и сейчас» в течение всего дня. Ино­гда я чувствую неуверенность, но благодаря практике я научился видеть подоплеку своих страхов и душевных метаний, а наблюдение за дыханием возвращает мне утраченное ощущение гармонии. Я чувствую целебное воздействие йоги постоянно. И должен признать, что ни одна другая методика не дала мне столь эффективного инструмента исцеления.