Как правильно читать информацию на этикетке ЗОЖ продукции
Содержание статьи
Информация на этикетке продуктов питания — это не только про состав, условия хранения и срок годности. В случае с продукцией для здорового питания это еще и множество различных маркировок — «эко», «органик», «био», clean label, sugar free и пр. Вместе с Александрой Гудимовой, основателем брендов Bionova и Ол’Лайт, Йога Журнал разбирается в терминах: учимся читать составы на упаковке, чтобы выжать максимум пользы для своего здоровья.
Доля ингредиентов
Ингредиенты в составе любого продукта всегда указаны в порядке убывания их массовой доли. Соответственно, на первом месте всегда стоят основные ингредиенты. И на это важно обращать внимание. Если, например, в составе ЗОЖ продукта, одно из первых мест занимает сахар, стоит задуматься о его реальной пользе.
Sugar free, low sugar
Спрос на продукцию без добавления белого рафинированного сахара стремительно растет. Производители все чаще исключают сахар или снижают его количество в составе. На этикетке в таком случае мы видим следующие заявления:
- «Без сахара» или «Низкое содержание сахара». Надпись «без сахара» означает, что в продукте должно быть не более 0,5 г. сахаров на 100 г./100 мл. продукта. «Низкое содержание сахара» — не более 5 г. При этом под сахарами здесь понимается не только обычный сахар (сахароза), но и глюкоза, фруктоза, лактоза и пр.
- «Без добавления сахара» или «Содержит только натуральные сахара». Означает, что при производстве пищевого продукта в него не добавлялись моно- и дисахариды в качестве компонентов. При этом продукт может содержать сахара природного происхождения. Например, лактозу или фруктозу. Также в этом случае разрешено добавление некоторых видов заменителей сахара — стевии, сукралозы, сахароспиртов и пр.
Следы аллергенов
В России, согласно закону, все продукты, содержащие один или несколько аллергенных ингредиентов, должны быть помечены предупреждающей надписью «Содержит следы…». Это относится, например, к арахису, горчице, кунжуту, рыбе, молоку, орехам и пр. Так как при наличии у человека аллергии реакция даже на минимальное количество аллергена может быть очень серьезной.
И даже, если компоненты не использовались напрямую при производстве продукта, но их наличие полностью исключить невозможно (например, на той же линии ранее фасовали продукт с аллергенным ингредиентом), то изготовитель все равно обязан сообщить о возможном наличии следов. Такую маркировку можно расценивать, как отсутствие указанных компонентов в составе, но без каких-либо гарантий.
Clean Label, «эко», «органический»
Надпись «clean label» («прозрачный состав») на упаковке продукта, с одной стороны, указывает на его натуральность — отсутствие ГМО, искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов. С другой стороны, на законодательном уровне данная маркировка никак не регулируется, и, к сожалению, многие производители используют ее в качестве маркетингового хода.
Термин «органический» регулируется федеральным законом, согласно которому производители имеют право маркировать свой продукт как «органический» только при наличии сертификата о соответствии стандартам органической продукции (экологически чистые ингредиенты, отсутствие использования синтетических удобрений, пестицидов, антибиотиков, и прочих вредных веществ, соблюдение на производстве определенных экологических стандартов сбора, упаковки, хранения и пр.).
Маркировка «эко» сейчас никак не регламентируется и может свободно использоваться производителями. Однако с 1 сентября 2024 года данный термин официально будет приравниваться к понятию «органический» и выноситься на этикетку согласно всем правилам.
С пребиотиком
Означает, что продукт дополнительно обогащен пребиотиками, например, инулином. Это пищевое волокно, которое улучшает состояние микрофлоры кишечника, стимулирует активность полезных бифидобактерий. Таких продуктов на полках становится все больше, так как постоянные стрессы, сбитый режим питания и прочие факторы все чаще оказывают сильное негативное влияние на здоровье ЖКТ.
Vegan
Здесь все, казалось бы, очевидно — продукт не должен содержать компонентов животного происхождения. Но на данный момент маркировка vegan в России не подтверждается никакими сертификатами, поэтому, все же советую дополнительно изучать состав такого продукта. Обсуждение необходимости реформирования законодательной базы в отношении альтернативных продуктов питания ведется уже несколько лет, но пока безрезультативно.