Йога смеха: практика по возвращению радости
Эта эксцентричная практика создана в Мумбае в 1995 году ныне здравствующим доктором Мадан Катариа и известна под названиями Йога смеха, Laughter yoga, Хасья-йога, Хаха-йога, Смехойога. Здесь необязательно иметь с собой коврик или специальную одежду. В процессе практики приветствуются эмоции, экспрессия и громкий хохот. Результат практики — довольство и расслабление тела, ощущение единства и блаженная тишина ума.
Всё серьёзно
Многие стили йоги можно описать как совокупность асан, пранаям, мантр и философии с культом телесной дисциплины и осознанности в каждый момент. Что может быть общего у Йоги со смехом? С присущей каждому человеку начиная с первого года жизни эмоцией выражения радости, состоящей из серии спазмированных выдохов, сопровождающихся характерными звуками? На тему смеха написаны толстые и часто скучные тома, а суть ускользает от однозначного определения.Опыт восточных практик показывает, что к состоянию медитативной осознанности ведут самые разные пути. Это может быть молчание с закрытыми глазами сидя или лёжа, застывшие позы или повторяющийся набор движений. Или сочетание прыжков и криков (как в Динамической медитации от Ошо), а также дыхание, пение, танец, драка (простите, боевые искусства) и так далее. Заглянем в зал, на котором написано «Йога смеха».
В первую очередь, открыв дверь, мы слышим взрывы хохота. Несколько человек разного возраста и интересов смеются, хихикают, гогочат, заливаются, прыскают и одновременно старательно кружат по непредсказуемым траекториям, крутя руками невидимые рули. По заданию ведущего они пытаются представить себя ребёнком в детском саду, который водит автомобиль, работающий на смехе. Участники на виражах обгоняют друг друга или даже провоцируют столкновения. На многих лицах детский восторг, но на некоторых заметна явная внутренняя борьба. И даже смятение сквозь смех. А вы попробовали бы заниматься таким несерьёзным занятием в компании незнакомцев!
Упражнения могут быть похожи на сценки театра абсурда, детский сад на прогулке, смеховую истерику, карнавал или хоровод, психотренинг, флешмоб или виньясы со смехом. Любой смехойог имеет законное право придумывать новые упражнения. Часто они основаны на эмоциональном и телесном групповом контакте. Практика смеха может чередоваться с медитациями, визуализациями, пранаямами или танцами. Классических асан в Йоге смеха пока не встречается. Зато смех хорошо сочетается с упражнениями Кундалини-йоги.
Возникновение метода
Известны точные обстоятельства создания Йоги смеха. В 1995 году после прослушанной на врачебной конференции лекции о пользе смехотерапии молодой терапевт Мадан Катария с компанией единомышленников отправился в бомбейский парк практиковать услышанную теорию. Шутки, смех, радость… На следующий день компания выросла до 50 человек. Вскоре остроты стали повторяться, некоторые шутки смущали кого-то из участников, вот кто-то уже ушёл возмущённый и обиженный. Тогда доктор Катария предложил отказаться от шуток и просто изображать разные формы смеха. Оказалось, что телу совершенно не важно, каким поводом вызван смех. Произвольный смех достаточно быстро из искусственного превращается в самый что ни на есть естественный. В том, что практика со временем получила название Йоги смеха — заслуга Мадури Катария, жены доктора, инструктора йоги.Итак, основное отличие Йоги смеха от форм западной смехотерапии — разрыв кажущейся обязательной в современной культуре связки: сначала шутка, потом смех. Ум сначала проделывает определённую интеллектуальную работу и потом только даёт разрешение на смех. Для практики в стиле йоги не требуется обязательная санкция ума. Когда новичок в первый раз приходит на практику, его ум бывает возмущён и борется за власть внутри личности. Он пугает сумасшествием и пытается сковать тело страхами. Но если проявить недолгую настойчивость и осознанное внимание, то «внутреннему наблюдателю» становится ясно, что телу и душе процесс естественен и благотворен. Истерика ума постепенно стихает.
Йога против юмора
Важное условие любого стиля йоги — ненасилие и стремление к благу всех живых существ. Шутки и анекдоты так или иначе требуют «образа врага», над которым я насмехаюсь, я-то не такой, как та блондинка за рулём из анекдота. Потому большая часть юмора не очень подходит для практики йоги. Альтернативу юмору самоутверждения за счёт другого, усиливающим разделение с объектом насмешки, можно искать в абсурде социальных ролей, которые так или иначе мы все играем. Цель смехойога — постепенно уходить от смеха над чем-то или кем-то. И всё чаще и дольше практиковать смех, идущий от радости, красоты, восторга и счастья внутри и вокруг. От смеха по интеллектуальному поводу — к смеху как благодарственной молитве. Также этот процесс можно описать как поднятие энергии из нижних трёх чакр в Анахату. Такой смех не есть что-то сложное и труднодостижимое. Вспомните, как встретив друга или любимого после разлуки, непроизвольно начинаете улыбаться. Это оно. Осталось добавить к эмоции телесную экспрессию — и вот вы смеётесь счастливой всепринимающей радостью.Экстаз и осознанность
Практика смеха парадоксально сочетает в себе телесно выражаемую эмоциональную экспрессию с осознанностью. Житель большого города часто ограничивает проявление радости зоной головы, а тело отрезано от эмоций напряжёнными в результате постоянного стресса мышцами шеи и плечей. Йога смеха возвращает телу способность ощущать, проживать и выражать радость. В практике смеха положительную роль играет энергия группы. Костёр эмоциональной энергии каждого участника разгорается даже от простого присутствия рядом с другими практикующими. Групповой смех поддерживает потоковое состояние, и потому практикующий может выделить свободное внимание на самоисследование экстатических переживаний. И при этом испытывать явственное удовольствие от бытия в собственном теле.Русский вопрос
Западные путешественники описывали московитян как людей неулыбчивых. Во второй половине ХХ века Дейл Карнеги заставил весь западный мир повсеместно улыбаться ради большей успешности. После этого в России стало формироваться убеждение, что они там, в западном мире, улыбаются лицемерно и бездушно. Зато мы тут смеёмся пусть редко, но от всей души нараспашку. Является ли эмоциональная зажатость синонимом национальной культуры, духовности и искренности — пусть каждый решит для себя сам. В любом случае радостный человек вызывает неосознанную симпатию. Ему проще принимать осознанные решения и даже разрешать конфликты. И да, он более успешен в высококонкурентной городской среде.Зачем долго смеяться
Американские медики установили, что смех стимулирует мозговые центры, отвечающие за общее здоровье и настроение. Подобная стимуляция способствует излечению множества заболеваний. Для тела нет разницы — начнёте вы смеяться по какому-то внешнему поводу или же волевым усилием. Телу нравится смеяться. Искусственный смех незаметно перетекает в радостное хихиканье. Если смех продолжается непрерывно несколько минут, то начинается выделение «гормона счастья» эндорфина, который приносят с собой обезболивающий эффект, расслабление и ощущение блаженства. Смех тормозит выработку гормонов стресса — кортизона и адреналина, и стимулирует продуцирование нейромедиаторов серотонина и дофамина. Восприятие картины мира меняется. В этом заключается общеоздоравливающее воздействие смехотерапии. В случае депрессии, сложных жизненных обстоятельств или психосоматических расстройств смех является полноценным лечебным средством. Широко известен случай с американцем Норманом Казинсом, которому врачи ничем не могли помочь. Ему грозила утрата способности к движению из-за редкой болезни костей. Самолечение смехом справилось с болезнью.Согласно Теории Йоги смеха для запуска «биохимии радости» достаточно непрерывного смеха в течение 10-15 минут. Если вы смеётесь дольше 10 минут, то наступает изменённое состояние сознания, подобное эффекту холотропного дыхания. Это ресурсное медитативное состояние можно использовать для нежного диалога с собственной душой, для перепросмотра прошлого, для поиска ответов на беспокоящие вопросы.
Для хорошо ощущающего своё тело йога длительный смех полезен минимум двумя качествами. Во-первых, это вызов: смогу ли я сохранять ясность сознания не в тишине медитации, а позволяя телу наслаждаться потоком радости, двигаться и звучать? Во-вторых, проживание таких состояний позволяет диагностировать препятствия для течения эмоциональной энергии. Есть явные различия между практикующими в способности к смеховой экспрессии. Это зависит от психотипа, культурной среды, личной истории и воспитания. Есть те, кому стоит только разрешить смеяться, — и его уже не остановить. А замедленному флегматику может требоваться постоянное мужественное усилие, чтобы выдавливать из себя: «Хо… … Хо… … Хо… …».
Преодоление ограничений
Смех всем телом не рекомендуется в течение трёх месяцев после полостных операций, при серьёзных психических заболеваниях, в активной фазе лёгочных заболеваний и при зрелой беременности — чтобы не спровоцировать начало родов. Однако если человек хочет смеяться — его не остановить! Однажды на практику приехала семейная пара, жена была на девятом месяце. На предостережения ведущего она ответила, что у них уже подошёл срок, машина припаркована рядом и они готовы сразу после практики ехать в роддом. По замыслу будущей мамы смех был нужен в первую очередь мужу. Присутствие этой пары окрасило практику, несмотря на громогласный хохот, каким-то особенным спокойствием и даже торжественностью.Практически любому новичку, никогда не слышавшему о принципах йоги, смехопрактика позволяет получить порцию положительных эмоций, прочистить дыхательные пути, почувствовать энергетику эмоций в теле и в результате блаженно расслабиться. Продвинутому йогу смех даёт возможность осознанно исследовать эмоциональную экспрессию и трансовые состояния, анализировать энергетическое состояние тела. На духовном уровне можно проиллюстрировать целебное воздействие Йоги смеха так. Слово «йога» часто переводится как «связь» или «усилие к единству». Символично, что часто после практики многие участники, даже не зная имён друг друга, готовы объятиями подкрепить явственное ощущение единства. Это состояние — одно из прекраснейших на планете.
Практика смеха длится от 30 минут до полутора часов и чаще всего состоит из разогревающих упражнений и медитативного завершения.
Самый несерьёзный вид йоги доступен практически каждому независимо от пола, состояния тела, вероисповедания и культуры.
Текст: Антон Бизяев.
Заинтересовались йогой смеха? Приходите на класс Антона Бизяева в рамках НовогоднихYoga Beauty Days!
9 и 10 декабря в пространстве «Вкус & Цвет» вас ждут практика йоги, медитация, мастер-классы, лекции, beauty-бар, массаж, маникюр и много других интересных сюрпризов.
На маркете вы сможете найти интересные новогодние подарки своим близким.Практики и мастер-классы не повторяются, поэтому вы можете посвятить себе весь weekend, один день или выбрать наиболее удобную сессию и прийти с подругами.