Почему преподаватель сам не демонстрирует асаны

Почему преподаватель сам не демонстрирует асаны

Как мы представляем себе обычную практику йоги? Преподаватель показывает – ученики делают. Или говорит и показывает? Или показывает и говорит? Ожидаемое ключевое слово здесь – показывает или демонстрирует. И это правильно: кто, как не учитель, должен быть примером того, чему учит?

Вы приходите на практику к новому для вас преподавателю, ожидая полной демонстрации ВСЕГО – и испытываете лёгкий (а может, и не лёгкий) шок: преподаватель сам не демонстрирует асаны, а говорит словами, что и как следует делать. Сразу в голове возникают вопросы: он ленится? Или не умеет??.. Надо менять преподавателя?

Не надо! Он не ленится и всё умеет, не сомневайтесь. Суть в стиле ведения практики. Их несколько:

51752363_2249015408643692_1558485951835519477_n.jpg

  1. Демонстрация в потоке, полном или прерывистом (когда преподаватель выполняет всю практику параллельно с группой – всё время или частично).
  2. [banner]
  3. Демонстрация в паузе.
  4. Ведение голосом.

И большинство (почти все), придя на практику, ожидают встретить первые два варианта. Но если вы встретились с третьим способом, не торопитесь делать выводы: этот способ имеет значительные преимущества для практикующих, а именно: 100% внимания преподавателя направлено на группу, он видит каждого, не отвлекаясь ни на секунду, и может вовремя и адекватно отреагировать. А разве не этого ожидает любой ученик?

Владение этим стилем не означает его использование преподавателем на ВСЕХ практиках без отступлений и исключений. Я выбираю стиль, его объём или комбинацию стилей в зависимости прежде всего от того, кто передо мной, а также в силу некоторых других причин и обстоятельств, влияющих на качество практики учеников и её конечную цель.

41734485_189190022013083_1286272757104856196_n.jpg

Владение разными стилями ведения практики расширяет арсенал инструментов преподавателя и делает нас более универсальными. Но в любом случае голос преподавателя – необходимый и мощный инструмент ведения практики. Мой опыт убедил меня в том, что преподаватель ведёт группу прежде всего голосом и речью, и только потом личной демонстрацией асан. В любом из перечисленных выше стилей голос и речь предшествуют демонстрации (которой может и не быть совсем, как в стиле №3).

Ведение голосом можно назвать «высшим пилотажем». Как я замечала неоднократно, общая трудность начинающих преподавателей йоги состоит именно в озвучивании правильных мыслей, особенно если преподаватель в это время сам ничего не показывает.

Необходимые умения для ведения практики без демонстрации следующие:

  • Профессиональный голос (громкость, тембр, выразительность, тон, уверенность).
  • Безупречная речь (абсолютная грамотность, темп, чёткость, понятность, логичность, своевременность и однозначность инструкций).
  • Непрерывное наблюдение за всей группой и за каждым, быстрый анализ увиденного и своевременная «точечная» реакция.

54247931_2286979451628856_2070736157919295092_n.jpg

Конечно, стиль ведения практики голосом нельзя использовать в полном объёме в группе новичков в йоге. Речь идёт не об уровне физической подготовки, а именно о начальном опыте в йоге, когда ещё нет знаний о сути йоги, об асанах и их названиях, нет умения концентрироваться, слушать своё тело и следовать за дыханием (спортсмены и гимнасты тоже новички, если именно йогу не практиковали).

Но мой опыт говорит о том, что и в такой начинающей группе уже через несколько практик можно постепенно вводить ведение голосом. Более того, к любой группе, где преподаватель ведёт практику голосом, время от времени присоединяются новые практикующие, которым нужно научиться слушать преподавателя, не глядя на него.

41523337_239883483355918_3702896776047571073_n.jpg

И снова мой опыт говорит о том, что независимо от предпочтений восприятия (визуально или на слух), практически ВСЕ ученики достаточно быстро привыкают к ведению голосом и ощущают на себе преимущества этого стиля: возможность полной концентрации на своих действиях и ощущениях.

Поэтому, оказавшись на подобной практике, не сомневайтесь – вы пришли по адресу! Откройте свои сердца новому, непривычному, но очень полезному опыту.

А чтобы сразу исключить возможные сомнения («ленится», «не умеет»), я в самом начале практики, к которой присоединились новички, кратко озвучиваю свой стиль ведения, объясняю его суть, размещаю новичков по определённым местам в зале и специально для них использую личную демонстрацию там и сколько это необходимо. И все проблемы снимаются, даже не возникнув. Успешных вам практик!