Ловкость рук

Стейси Розенберг серьезно практиковала шивананда-йогу вот уже пять лет, но тем не менее каждая попытка выполнить Урдхва Дханурасану (позу Перевернутого лука) заканчивалась для нее острой болью в пояснице и коленях. Решив, что ключ к освоению позы – в более интенсивной практике, она стала заниматься еще активнее, сосредоточившись на асанах, укрепляющих нижнюю часть спины. Но все усилия оставались тщетными – до тех пор, пока Стейси не оказалась на семинаре, посвященном выравниванию в асанах.

«Увидев меня в позе, преподаватель сказал, что четырехглавая мышца у меня тверда как камень», – вспоминает Стейси. В других обстоятельствах это замечание вполне можно было бы принять за комплимент, но в данном случае именно жесткость мышц была главной проблемой при выполнении позы: она мешала ногам разогнуться, в результате поясница сжималась, а на колени ложилась слишком большая нагрузка. «Учитель посоветовал мне пройти несколько сеансов миофасциального освобождения, сказав, что это может помочь», – рассказывает Розенберг. Это было похоже на чудо, но Урдхва Дханурасана получилась без титанических усилий и ощущения боли после первого же сеанса. Сегодня Стейси сертифицированный преподаватель анусара-йоги. «Я стала ярой сторонницей бодиворка (от англ. bodywork – работа с телом. – Примеч. ред.) и часто советую его ученикам. Эмоциональные травмы, стресс и жесткость тела негативно влияют на нашу практику. Бодиворк помогает справиться со всем этим», – добавляет Розенберг.

Низвержение шаблонов

Боль­шин­ство из нас – идеалисты. Мы видим в йоге панацею от всех недугов и при­хо­дим в класс, ожидая от прак­ти­ки лишь хорошего са­мо­чув­ствия и избавления от боли. И только ког­да на пути к намеченной цели воз­ни­ка­ет препятствие в виде травмы, происходит неизбежное крушение идеалов – даже если метод казался чудодейственным. «Мы часто слышим, что йога является совершенной и самодостаточной системой, но это миф», – считает йога-терапевт и автор книги «Анатомия йоги» Лесли Каминофф. «Сама по себе йога хороша, но бодиворк может стать прекрасным дополнением к практике. Специалист, владеющий той или иной техникой бодиворка, способен оказывать механическое воздействие на ваше тело в тех местах, куда сами вы никогда в жизни не доберетесь, – объясняет Лесли. – Когда во время сеанса миофасциальной терапии вы лежите на массажном столе, то между вами и полом есть пространство, а значит, врач может опустить ваши руки и ноги ниже уровня опорной по­верх­но­сти. Это увеличивает возможную амплитуду движений. И если на занятии невозможно опустить руку ниже пола, то для бодиворка это обычное дело – вот почему необходимо сочетать и то и другое».

Понимание анатомии

Бодиворк не­за­ме­ним в работе с фасцией, соеди­ни­тель­ной тканью, которая окру­жа­ет, пронизывает и соединяет мышцы и кости. «Скелет и мышцы связаны единой фасциальной системой, – объясняет Том Майерс, автор книги «Анатомические поезда» и основоположник кинетической мио­фас­ци­аль­ной интеграции (КМИ), – и то, что происходит в бедре, очень часто связано с тем, что происходит в шее». Воздействовать на соединительную ткань с помощью йоги довольно сложно. В асане вы работаете с телом, продвигаясь изнутри наружу. «При этом опытному специалисту по бодиворку достаточно одного взгляда со стороны, чтобы понять, что с вами происходит», – объясняет Майерс. Врачу легче добраться до фасции, воздействовать на рубцовую ткань и спайки и устранить дисбаланс, возникающий в результате привычных движений, которые мы совершаем раз за разом, не осознавая этого.

Скачок в практике

«Впрочем, не стоит уповать на массаж каждый раз, когда вы сталкиваетесь с трудностями на коврике для йоги, – считает Лесли Каминофф. – Если вы новичок и у вас что-то не получается, возможно, для начала есть смысл взять персональный урок. Занимаясь один на один с преподавателем, вы можете совершить настоящий прорыв в практике – такой, на который у вас ушли бы годы, занимайся вы в группе». «Но все же помните, что причи­ной ограниченной подвижности некоторых участков тела могут быть природные особенности фасции или нейромышечного строения, и бодиворк в этом случае помогает как ничто другое», – резюмирует Каминофф. Еще одно достоинство бодиворка в том, что на массажном столе вы можете полностью расслабиться. «Это прозвучит странно, но иногда мне кажется, что кушетка – един­ствен­ное место, где люди дышат спокойно, – рассказывает мануальный терапевт и учитель медитации Джон Ле Мьюнион. – Кабинет мануального терапевта становится для них прямо-таки священным пространством, где они могут плыть по течению, исследуя при этом возможности собственного тела». Ле Мьюнион согласен с экспертатами, которые рекомендуют практику йоги в сочетании с бодиворком. «Во время сеансов бодиворка люди начинают по-новому оценивать свои физические возможности. У меня была ученица, которая, сидя в Сукхасане (Удобной позе), не могла опустить колени к полу, – рассказывает Джон. – На одном из сеансов бодиворка я поднял ее ногу и показал ей полную амплитуду движения, на которую были способны ее тазобедренные суставы. На следующем же уроке йоги колени сами опустились вниз. Она сделала это сама – я лишь показал ей то, чего она прежде не видела».

Понимание своей природы

«Вос­при­им­чи­вость – это тот навык, ко­то­рый должны развивать в себе все йоги», – считает Деварши Сти­вен Хартман, преподаватель кри­па­лу-йоги и бодиворка с 25-летним стажем. «Многие просто не знают, как нужно заниматься, чтобы получить от йоги всю пользу, которую она может дать. Я часто вижу, как после интенсивной практики асан люди уходят из класса, не дождавшись Шавасаны (позы Мертвеца), – делится своими наблюдениями Хартман. – А это значит, что они не чувствуют потребностей своего тела. Работа с глубокими тканями требует умения наблюдать за дыханием и за тем, что происходит у вас внутри, прислушиваться к себе. Если вы научитесь этому, то сможете получать пользу на коврике для йоги – а не только на массажном столе».

Преодоление травмы

Керри Гейнор всегда вела очень активный образ жизни: горные лыжи, бег, практика аштанга-йоги и йоги Айенгара. Однажды, катаясь на лыжах, Гейнор упала и получила серьезную травму. Диагноз: по­врежде­ние передней крестообразной связки и разрыв мениска. Сначала операция, а затем период болезненного и медленного восстановления. Все это заставило ее обратиться к различным методам бодиворка, и в каждом из них она по­черп­ну­ла для себя что-то важное. «Мягкая, глубокая и тонкая работа с тканями на массажном столе научила меня выполнять асаны без лишнего напряжения. Если раньше я бросала все силы на достижение результата, то теперь чувствовую, в какие моменты стоит приложить усилие, а где нужно просто расслабиться, – рассказывает она. – А методы бодиворка, в которых основной акцент делается на работе с дыханием, помогли разобраться с эмоциональными блоками, и восприятие жизни стало яснее. Во время сеансов рольфинга я ощутила, как очищаются и открываются энергетические каналы. Мне казалось, что такие вещи происходят лишь в результате практики йоги, но оказалось, что опытный специалист по бодиворку тоже способен снять энергетиче­ские блоки». Поскольку разум и тело стали очищаться, Гейнор многое серьезно изменила в жизни. Она ушла с работы и, закончив курсы, сама стала специалистом по бодиворку. Серьезнее и глубже стала и практика йоги. Сегодня Гейнор – йога-терапевт, инструктор по йоге и бодиворку. Она является директором Института абсолютной йоги и здоровья в Рочестере (Нью-Йорк).

Постижение высших целей

Боди­ворк не является необходимым условием для практики йоги. Однако различные методы работы с телом могут помочь, освобождая те его области, до которых мы не способны добраться сами. «В йоге мы занимаемся прекрасными вещами: учимся доверять своим ощущениям, изучаем себя, – подчеркивает Гейнор. – Но там, где подвижность ограничивается фасцией, осознанности буквально негде обосноваться. Вы можете даже не подозревать о существовании этих областей в те­ле, но они проявляют себя во время практики йоги, когда вы не можете, например, встать на мостик». Что касается Стейси Розенберг, то Урдхва Дханурасана больше не причиняет ей боли, да и практика в целом стала глубже. «Высшая цель йоги заключается не в том, чтобы идеально выполнить сложную асану, а в том, чтобы осознать свою истинную природу, ее божественную суть, – подчеркивает Стейси. – Сражаясь с болью на коврике, я стала более сильной и гибкой. Я по­сто­ян­но говорю своим ученикам о том, что они должны принимать активное участие в раскрытии собственного тела. Бодиворк не сможет заменить йогу. Но если тело не поддается или если вы не можете избавиться от боли, то почему бы не воспользоваться другими методами, чтобы решить эту проблему?»