Как научиться принимать свой возраст
Ложная идентификация (ложное самосознание) возникает, когда мы путаем природу видящего Я с природой инструмента восприятия. «Иными словами, ложная идентификация — это неправильное принятие ума, тела или органов чувств за наше истинное Я». — «Йога-сутры» II.6
Одна из моих студенток — успешная, физически здоровая и привлекательная женщина пятидесяти лет. Недавно она сказала, что с годами стала чувствовать себя некомфортно в своем стареющем теле. Ей не нравится смотреть на себя в зеркало, ведь в нем отражается то, как она меняется с возрастом. Она стала избегать зеркал, так как созерцание своего отражения делает ее несчастной.
Стресс, переживаемый этой женщиной по мере старения, был вызван физическими переменами. Этот случай — наглядный пример того, что Патанджали называет в «Йога-сутрах» II.6 асмитой, или ложной идентификацией (ложным самосознанием).
Асмиту иногда переводят как «эго», и она является одной из пяти заблуждений ума, или клеш, которые описываются во второй главе «Йога-сутр». Асмита возникает, когда вы отождествляетесь с теми частями себя, которые подвержены изменениям: изменчивым умом, внешностью, а также социальными ролями (семейным положением, профессией или должностью). Еще асмита проявляется, когда человек убежден, что внешние аспекты его бытия (платежеспособность, например, или ДТП на дороге) имеют какое-то отношение к тому, кем он является. Но, к сожалению, такая самоидентификация является ошибочной. Преходящее застилает внутреннее видение, и человек не может распознать, что подлинное Я — это то, что неизменно и всегда пребывает в нем.
Согласно философии йоги, драштух («видящий») ощущает или «видит» мир через призму ума. Патанждали объясняет в «Йога-сутрах», что ум объединяет мысли, эмоции и даже сенсорные стимулы, которые человек получает из тела. Ум является инструментом восприятия, посредством которого видящий входит в контакт с окружающим миром.
Видящий — это тот, кого вы можете называть вашим внутренним голосом или проводником. Часто его просто называют Я. Это ваша подлинная сущность, и йога учит, что она остается неизменной, независимо от того, что происходит вокруг вас и с вами, чувствуете ли вы себя соединенными с этой частью внутри или достаточно удалены от нее.
Асмита, или ложная идентификация, характерна для каждого человека, потому что наши внешние качества неизбежно влияют на то, как мы воспринимаем самих себя. Вы можете идентифицироваться с полом, сексуальной ориентацией, этнической принадлежностью или стилем йоги, который практикуете. Возможно, вы воспринимаете себя как высокого, крепкого, сострадательного брюнета в татуировках; практикующего йогу отца двоих детей, который к тому же является любителем изысканной кухни. Эти качества — существенная часть того, каким образом вы воспринимаете себя и каким образом воспринимают вас любимые люди и друзья, а признание этих качеств и умение наслаждаться ими — важная часть того, каким образом вы общаетесь с миром.
В том, как воспринимать себя, содержится главное наставление «Йога-сутр». То, как вас оценивают и принимают, действительно очень важно. Однако чрезмерное отождествление со своими изменчивыми аспектами создает почву для разочарований и страданий.
Когда наступают перемены — а они неизбежно наступают, по разным причинам, — вы чувствуете себя неуютно и ощущаете себя брошенным на произвол судьбы. Именно это и произошло с моей ученицей, когда она заметила, что стареет. Конечно, мы не воспринимаем все изменения как отрицательные. Результат изменений бывает разным. Если вам сделали великолепную стрижку, или вы получили серьезное продвижение по службе, или выиграли в лотерею, то это может принести радость и удовлетворение. Однако изменения вне зависимости от того, какой будет результат — положительный или отрицательный, не определяют вашу истинную природу.
Наслаждение временными аспектами нашего тела связано с восприятием красоты и богатства жизни. Эти аспекты Я — важная часть того, кем вы являетесь. Но они не представляют собой всю вашу сущность. Внутри вас присутствует что-то более глубокое и неизменное — истинное, подлинное Я. И если вы сможете соединиться и идентифицироваться с той частью себя, которая гораздо больше и важнее, чем внешность и достижения, то, как пишет Патанджали, вероятнее всего, вы будете меньше беспокоиться по поводу физических перемен, которые вы не в состоянии контролировать.
Подлинная ценность. Однако не стоит думать, что Патанджали в «Йога-сутрах» требует принять возрастные изменения в самой неприглядной форме. Патанджали не пишет, что стареющим женщинам нужно перестать ухаживать за собой, не красить волосы, не ходить в спортзал. В любом возрасте можно продолжать делать то, что любишь. Согласно «Йога-сутрам», основной принцип принятия себя заключается в том, что чем больше вы соединяетесь со своим неизменным Я, тем меньше вы страдаете от неизбежных перемен не-Я. Способность отличать то, чем является ваше Я, от того, чем оно не является, уметь соединяться с этой подлинной, истинной сущностью — вот одна из целей йоги. В результате меняются наши реакции. Мы все чаще и чаще реагируем на изменения спокойно и с пониманием. Более двадцати лет назад, начав заниматься йогой со своим учителем Т.К.В. Десикачаром, я услышала от него фразу: «Йога — это взаимоотношения». С годами, по мере размышления над значением этой формулировки, я начала осознавать, что фактически самые важные отношения, которые вы создаете на протяжении всей своей жизни — это отношения с вашим внутренним Я.