Как медитация преображает ум?
Ученые исследуют. Врачи рекомендуют. Миллионы людей практикуют ее каждый день. Потому что медитация действительно преображает ум.
Единственное, что отделяет меня от абсолютного блаженства, – навязчивая мысль о том, что все это пустая трата времени. Я сижу с закрытыми глазами и скрещенными ногами на пурпурной подушке. Вокруг меня – еще человек сорок, большинство из них – привлекательные женщины в спортивной одежде. Мое самое большое достижение в том, что я не обращаю на них внимания. И не хихикаю. Я концентрируюсь на внешних звуках, потом на своем дыхании, потом на физическом состоянии, которое стало меня невероятно беспокоить – по мере того как правая нога затекала все больше.
Но я отпустил это, потом отпустил мысли о прекрасных женщинах, потом о будущем, потом о прошлом, тревожные размышления о том, как написать эту статью, – и несколько мгновений спустя вошел в медитацию.
Это было похоже на тьму без конца и края, на отделение от тела, на состояние, предшествующее сну, когда находишься на грани бодрствования и сновидений. Довольно приятно. И все бы хорошо, но вдруг меня осенило: а ведь я мог бы сейчас просто смотреть телевизор...
Через 20 минут мы прервали занятия, чтобы отдохнуть, и это меня несколько удивило. Я не догадывался, что полудрема на подушке считается деятельностью, которая требует восстановления сил. Наш инструктор Шэрон Зальцберг, одна из основателей Общества глубинной медитации (штат Массачусетс) и автор книги «Вера: отдайтесь вашему глубинному опыту», предлагает задавать вопросы. «Мне слишком сложно сосредоточиться на дыхании, – жалуется одна из женщин. – Это для меня самое сложное из того, что мы делаем». Я снисходительно улыбаюсь. Позднее окажется, что сам я вызываю у окружающих схожие чувства.
Медитируют все
Популярность медитации стремительно растет среди европейцев, а в Соединенных Штатах 10 миллионов человек утверждают, что регулярно медитируют. Это сверхскорость: любителей посидеть на болстере стало вдвое больше, чем десять лет назад. В классы медитации сегодня приходят обычные люди, у них нет ни магических кристаллов, ни подписки на журнал New Age. Для тех, чья профессия требует крайней собранности и быстроты принятия решений, чья жизнь гораздо более напряженная, чем у поколений, занимавшихся разведением кур, варкой мыла и взбиванием масла, медитация заменила пену для ванны с расслабляющим эффектом.
Теперь, чтобы заняться ей, не надо подниматься к вершинам Гималаев. Более того, стало почти невозможно ее избежать. Медитацию практикуют в школах, больницах, юридических фирмах, правительственных учреждениях, корпоративных офисах и тюрьмах. В университете Махариши в Фэерфилде, штат Айова, все студенты начального курса собираются для медитации дважды в день. В Великобритании сорок центров Западного буддистского ордена вынуждены постоянно искать все более просторные помещения, а последнее издание «Руководства по правильному проведению ритрита» в центрах по духовному обновлению в Британии, Ирландии, Франции и Испании переиздавалось уже четыре раза. Благодаря тому что любые значимые тенденции оказываются на обложках печатных изданий, многие из медитирующих довольно известны: Шания Твейн, Хизер Грэхэм, Стинг, Шерил Кроу и Ричард Гир, к примеру.
Перезагрузка
Интерес к этой практике имеет скорее медицинскую, чем культурную основу. Медитацию рекомендует все большее количество терапевтов как способ избежать или хотя бы взять под контроль болевые ощущения при некоторых заболеваниях (среди них сердечно-сосудистые, СПИД, рак). Ее используют для восстановления равновесия при психических расстройствах, таких как депрессия, гиперактивность или синдром рассеянного внимания. Ученые обращаются к медитации не потому, что это круто или модно. Научные исследования выявляют успешность ее применения, особенно в стрессовых ситуациях. «Тридцатилетние изучения медитации свидетельствуют о том, что она является противоядием от стресса, – говорит Дэниел Гоулмэн, автор книги «Разрушительные эмоции», в которой приведена стенограмма разговора Далай-Ламы с группой неврологов. – Самый удивительный из полученных нами фактов: медитация может тренировать разум и «переформатировать» мозг». Тесты, использующие сложные техники обработки изображения, дают основание предполагать, что мозг можно «обнулить», серьезным образом воздействуя на наше восприятие действительности. Согласитесь, что по сравнению с хирургическим вмешательством сидеть на подушке намного дешевле.
Тренинг бесстрастия
Поскольку медитацию лишили мистицизма и сделали общим достоянием, то и методы ее упростились. Сегодня курится меньше фимиама, но зерно буддистской философии сохранено: ежедневное десяти- или сорокаминутное молчание и деятельное сосредоточение на дыхании, слове или образе может научить концентрироваться на настоящем, отбросить прошлое и будущее, отстраниться от реальности, полностью принимая ее. В современной американизированной интерпретации медитация лишена медленного ритма мантры, который помогал запомнить определенную фразу или слог, – теперь вы должны сосредоточиваться на звуке или дыхании. Практика повторения характерна для большинства религий. Есть десятки разновидностей медитации – от простого расслабления до гтум-мо, техники генерирования внутреннего огня, практикуемой тибетскими монахами. Она позволяет им повышать температуру тела настолько, что тепло способно растопить снег вокруг практикующего или высушить мокрые простыни в морозных условиях Гималаев.
Во время глубокой медитации мозг претерпевает изменения. Первые научные исследования 60–70-х годов доказывают, что медитирующие действительно – действительно! – сконцентрированны. В Индии йоги могут вводить себя в транс настолько глубокий, что не реагируют на горячие пробирки, которые прижимают к их рукам. В Японии адепты дзэн так концентрируются на настоящем, что никогда не перестают слышать тиканье часов (большинство людей блокируют этот звук, а медитирующие продолжают слушать его постоянно). Одно из исследований показало, что мастера медитации не вздрагивают при звуке выстрела в отличие, кстати, от самих стрелков.
В Гарварде все спокойно
В 1967 году доктор Герберт Бенсон, профессор медицинского факультета Гарвардского университета, боясь прослыть чудаком, дожидался ночи, чтобы тайно провести в свою лабораторию 36 человек, практикующих трансцендентальную медитацию. Он измерял их пульс, кровяное давление, температуру кожи и ректальную температуру во время практики. Так Бенсон обнаружил, что во время медитации человек использует на 17% меньше кислорода, чем обычно. Его пульс может замедляться до трех ударов в минуту, диаграмма мозговых волн свидетельствует о том, что он как бы находится в состоянии засыпания, при этом не впадая в сон. В своем бестселлере 70-х «Реакция на расслабление» Бенсон давал биологическое объяснение техникам, которые люди использовали тысячелетиями, и аргументированно доказывал, что медитирующие успешно борются со стрессом, становясь спокойнее и счастливее.
Перенести активы
Изобретение томографии дало новые возможности для исследования мозга медитирующего. В 1997 году невролог университета Пенсильвании Эндрю Ньюберг поставил группе медитирующих буддистов капельницы с раствором, содержащим специальный краситель, который должен был выявить кровяной поток в мозге, высветив те его части, которые наиболее активны. Результаты показали, что мозг во время медитации не отключается, а лишь блокирует поступление информации в теменную долю. Герберт Бенсон, о котором речь шла выше, взялся исследовать группу сикхов, людей, способных к необычайно глубокой концентрации. Они могли медитировать под лязганье устройства, которое снимало изображение магнитного резонанса и измеряло ток крови в их мозге. Оказалось, что общий ток замедлился, хотя в определенных областях стал быстрее, а именно в системе, регулирующей пульс, ритм дыхания и метаболизм, а также отвечающей за эмоции и воспоминания.
У людей, предрасположенных к негативной оценке событий, наиболее активна правая часть предлобной доли мозга. Тех же, у кого активна левая, отличает коммуникабельность и энтузиазм, они легче расслабляются и склонны к более позитивному самоощущению, хотя, возможно, и с меньшими реальными основаниями для этого. В Университете штата Висконсин в Мэдисоне Ричард Дэвидсон использовал томографию, чтобы показать, как медитация смещает активность в коре предлобной доли головного мозга с правого полушария в левое.
Ближайшая заправка
Скачок в исследованиях медитации был совершен в марте 2002 года, когда Далай-Лама встретился с психологами и неврологами западной школы у себя дома в Дхармасале, в Индии. Он настоял на том, чтобы Институт изучения разума и жизни организовал исследование серьезных мастеров медитации при помощи современных технологий томографии. Далай-Лама лично посетил конференции, где обсуждались результаты исследований. Последние не только позволили продвинуться в понимании работы мозга во время медитации, но и дали возможность сделать отличные снимки монахов, буквально утыканных электродами. Томография помогла ученым выявить, что благодаря практике нейроны мозга активизируются в лобной доле, отвечающей за концентрацию. Именно к этому стремились самураи и камикадзе – полностью погружаться в настоящий момент. «Медитация сродни бензину, она нужна, чтобы двигаться вперед, – говорит Роберт Турман, глава нью-йоркского Тибетского дома и отец актрисы Умы Турман. – В Азии она была естественным инструментом, которым мог пользоваться любой человек. Необходимо отделять медитацию от буддизма».
Без волшебного тумана
Медитация многолика. Наряду с радикальными техниками дзэн (вроде многочасового сидения в весьма некомфортной позе и избиения палками в случае, если вы вдруг задремлете) западные люди осваивают Випассану (которая начинается с концентрации на дыхании), медитацию в движении (вы двигаетесь очень-очень медленно, предельно остро осознавая каждый шаг), трансцендентальную медитацию (или ТМ, бесконечное повторение слога на санскрите), дзогчен (развитие ясной устойчивой осознанности) и даже трансовый танец (кружение в течение часа с завязанными глазами под музыку). Книга Виктора Дэвича «Восемь минут, которые изменят жизнь» пропагандирует вполне европеизированную форму медитации – ежедневную практику, занимающую, по его заверениям, всего восемь минут. Время, выделенное нам на концентрацию современным обществом, равно по продолжительности рекламному блоку на ТВ.
Не важно, медитируете вы 8 или 80 минут. Продолжительность не сделает медитацию ни мистическим действием, ни таинством, как бы ни пытались вас уверить в том некоторые гуру. «Медитировать может каждый, – говорит Майкл Гиланд, профессор психологии в Плимутском университете Объединенного Королевства. – Если вы смотрите на пятнышко в другом конце комнаты, при этом не разговаривая и не думая ни о чем, – значит, вы уже пытаетесь медитировать». У медитации есть практические преимущества. «Люди воспринимают ее как прозак (популярный в Штатах антидепрессант), но это совсем другое, – утверждает Ваджрасара, учитель медитации одного из центров Западного буддистского ордена в Лондоне. – Вы учитесь принимать себя. Вы начинаете ценить людей, события, собственную счастливую судьбу. Вы будто очищаете ветровое стекло и видите вещи более отчетливо».
Преступная страсть
Сейчас психологи пытаются выявить, может ли медитация «перепрограммировать» разум преступника. В исправительном учреждении графства Кингс, в тюрьме недалеко от Сиэтла (штат Вашингтон), с заключенными по делам, связанным с алкоголем и наркотиками, провели десятидневный курс Випассаны. Опыт показал, что 56% заключенных, практиковавших медитацию, в течение следующих двух лет вернулись в тюрьму – по сравнению с 75% рецидивов среди немедитирующих.
В Кэмбриджском отделении исследований головного мозга ученый Джон Тисдэйл обнаружил, что глубокая медитация в сочетании с когнитивной терапией (система психологического анализа, позволяющая увидеть неосознаваемые причины проблем и выработать индивидуальные способы устранения неприятных переживаний) помогла пациентам, страдающим хронической депрессией, снизить частоту рецидивов в два раза. «Размышление о своих проблемах способствует дальнейшему погружению в бездну отчаянья, – говорит Тисдэйл. – Осознанность помогает им рассматривать печаль как результат деятельности разума и освобождаться от ее воздействия». Венди Визель, родители которой выжили во время Холокоста, автор книги «Дочери пустоты», научилась медитировать два года назад. Теперь большую часть своего времени она посвящает медитации. «Я чувствую волшебные перемены, – сообщает она, – мне больше не нужно лечить депрессию, снимать напряжение. Впервые в жизни я не испытываю этих ужасных ощущений».
Медитация вместо медикаментов
Подумайте, сколько людей начнет медитировать, если вы сможете убедить их, что бег трусцой и брокколи – не единственные в мире гаранты долголетия. Более 10 лет назад доктор наук Дин Орниш уверял, что медитация в сочетании с йогой и диетическим питанием уничтожает тромбы в коронарных артериях. На съезде Американской ассоциации урологов он огласил последние результаты своих изысканий: медитация может замедлить развитие рака простаты.
Джон Кабат-Зинн, изучавший буддизм в 60-е годы и основавший клинику по работе со стрессовыми состояниями при Университете массачусетской медицинской школы в 1979 году, приводит научное доказательство целебной силы медитации. За эти годы 14 000 человек с его помощью справились с болью без врачебного вмешательства. Джон просто научил их концентрироваться на ощущениях, принимать их, а не бороться с ними. «Ко мне обращались люди с такими страшными заболеваниями, как рак, СПИД, хронический болевой синдром, – говорит он. – Мы пытаемся сделать что-нибудь для них, но порой оказываемся бессильны. Но если мы принимаем во внимание факт, что эти люди способны сами что-то сделать для себя, и предоставляем в их распоряжение мощное оружие медитации, меняется многое». Позже Кабат-Зинн работал с группой людей, больных псориазом. Способ лечения таких пациентов в некоторых клиниках сам по себе уже является стрессом: на них надевают очки и совершенно обнаженных облучают ультрафиолетом. Половину из тех, кто собирался проходить подобную процедуру, Кабат-Зинн научил медитировать. По результатам двух экспериментов, их кожа очистилась в четыре раза быстрее, чем у немедитирующих. Еще одно исследование Кабат-Зинн проводил вместе с коллегой Ричардом Дэвидсоном из Висконсина. Добровольцев разделили на две группы и членов одной из них научили практике медитации. Затем всем испытуемым была введена инъекция вируса гриппа. Цель исследования – определить, насколько значительно у людей из первой группы смещается активность головного мозга из правого полушария в левое. Спустя восемь недель у медитирующих оказалось больше антител в крови, а те, кому удалось сместить мозговую активность, вырабатывали еще большее количество антител. «Чем лучше ваша техника медитации, – делает вывод Кабат-Зинн, – тем сильнее ваша иммунная система».
Звезды погружаются
Медитация не просто снимает напряжение, она дарит гармонию и усиливает концентрацию. Как продемонстрировали The Beatles в 1968 году, посетив Махариши Махеша в его ашраме, практика так или иначе меняет людей. Актриса Хизер Грэхэм начала практиковать по рекомендации режиссера Дэвида Линча, тоже ученика Махариши, во время съемок эксцентричного телевизионного сериала «Твин Пикс». «Мы тратим кучу времени на беспокойство и мучения, – говорит Грэхэм, которая медитирует по 20 минут дважды в день. – К концу рабочего дня все актеры буквально валятся с ног. Трансцендентальная медитация лишний раз напоминает вам, насколько важна гармония с собой. Если у вас внутри покой – значит, у вас есть все». Линч, который снял «Голову-ластик» и «Синий бархат», медитирует по 90 минут дважды в день начиная с 1973 года. «С помощью медитации я добираюсь до глубоких уровней сознания, черпая там ясность и силу», – говорит он.
У актрисы Голди Хоун, которая практикует уже 31 год, дома есть комната, специально предназначенная для медитации. Она заполнена ее любимыми камнями, цветами, благовониями и изображениями Далай-Ламы и Матери Те-резы. Голди медитирует дважды в день – по меньшей мере по 30 минут. «Хотите научиться контролировать свои разрушительные эмоции? – спрашивает она. – Вы можете это сделать, успокоив тело и разум». Медитирует и Билл Форд, глава Ford Motors, да и семейство Горов обратилось к этой практике. «Мы оба верим в силу молитвы и часто молимся вместе. Но медитация отличается от молитвы, и я крайне рекомендую ее», – говорит человек, который чуть было не стал президентом. Я могу понять Гора, хотя моя медитация свободна от религиозной подоплеки. Внутренние перемены после медитации очевидны. После очередного занятия я шел по улице, чувствуя в себе силы супергероя и не находя им реального применения. Я мог бы даже заставить себя обходиться без туалета, если бы сконцентрировался на мочевом пузыре и принял бы его критическое состояние как данность. Хотя вряд ли это благотворно сказалось бы на моем здоровье. Я медитировал бы больше, если бы мне нужно было стать менее активным и более расслабленным. И если бы столкнулся с травмой или болезнью, думаю, я нашел бы в себе силы бороться с ними – при помощи медитации.
Фото: aerialtheyogi/instagram.com