Сила мантры или как практиковать йогу без асан
В наше время понятие Йоги искажено, что сильно осложняет её изучение. Очень важно понимать, что «асаны и пранаямы» это лишь путь к йоге – путь к состоянию, в котором покорен мыслительный процесс, где царит чистое сознание, радость и спокойствие – именно это Патанджали и называет Йогой в своей Сутре 1.2.
Есть несколько путей, как добиться такого состояния, и все они лежат через медитацию: либо человек подготавливает свое тело и сознание к медитации при помощи комплекса физических упражнений и всевозможных практик, либо он упорядочивает импульсы своего сознания путем аскезы, либо сразу начинает практиковать медитацию и выстраивает свою жизнь исходя из полученного в этих практиках. Последний способ называется Раджа-йогой (Царская, Королевская йога) – пренебрегая развитием грубого тела и занимаясь исключительно развитием сознания, мы уже не видим никаких препятствий в выполнении поз хатха-йоги, впрочем как и в выполнении любого другого дела – даже болезни минуют практикующего Раджа-йогу.
Для обычного человека это звучит неправдоподобно, но лишь потому, что он оперирует своими представлениями о процессах достижения результата, не понимая, что именно ум и логическое мышление становятся главной помехой в саморазвитии и выступают в роли глины, мешающей крутиться колесу в полную силу. И конечно, невозможно понять состояние Сознания в уме, не испытав его. Есть множество видов и способов медитации. На данный момент не существует более эффективного безопасного и лёгкого способа покорения ума, чем Джапа-медитация. Вообще, Джапа (санскр. जप, джап – шептать, повторять внутренне, бормотать) — практика медитативного повторения мантр или Имён Бога. Само слово «джапа» означает «вращение», в данном случае имеется ввиду вращение сознания и соединение себя с Высшей Сущностью.
Ключевым моментом в практике Джапа-медитации является использование специальной корневой мантры. И хотя они все известны, очень важно, чтобы её вам лично передал (инициировал) Учитель. Инициация мантры от Учителя к ученику – особая традиция, которая не несет в себе никакого мистицизма, зато обладает мощнейшим психологическим и энергетическим импульсом, усиливающим эффективность мантры и всей практики в целом. Передавая мантру из уст в уста, учитель вкладывает в неё свои намерения, свою поддержку практикующему и опыт прошлых учителей, которые когда-то так же передали ему эту мантру. С каждой передачей мантра становится качественней, сильней, могущественней.
На пути к медитации ученика ждет множество препятствий, и полученная мантра становится настоящей опорой в прохождении их, ведь учитель, подготавливая ученика, наделяет его уверенностью в себе, помогает разучить мантру, повторяет её с ним по слогам и объясняет ключевые моменты предстоящей практики. Мало того, нужно понимать, что на передачу повторяемой тобой мантры было получено одобрение у ещё более опытного учителя в одном из индийских Ашрамов. Всё это выводит обучение медитации на иной уровень, наполняет сидение с закрытыми глазами смыслом, помогает не сдаться на полпути и вдохновляет на достижение результата. К сожалению, не так просто найти хорошего учителя, который вкладывает в передачу знаний часть своей души и переживает за будущего ученика. Кто несколько дней ждал благословения на передачу мантры от своего учителя в Ашраме. Но не сомневайтесь, вы сразу поймете подходит ли вам учитель, как только вы его увидите. Чаще посещайте сатсанги – встречи Учителей с теми, кого волнуют вопросы духовного роста и мировосприятия. Обычно такие встречи бесплатные, и на них всегда можно без стеснения задать любой интересующий вас вопрос и пообщаться с Учителем. Один из таких сатсангов пройдет в начале апреля в рамках девятидневного семинара Судамы Ратхор.
Фото: lushmalabeads/instagram.com