О том, как дети явили мне силу мантры ОМ
Если честно, до того, как я начала практиковать, я не верила в силу мантры. Мне казалось, это скорее сила самоубеждения. Если 108 раз повторять какое-то слово, тем более благозвучное, красиво распеваемое, и думать, что ты при этом занимаешься чем-то полезным, правильным, от самого этого позитивного мышления и становится лучше.
Силу ОМ явили мне дети…
Девочка полутора лет, которая садилась на коврик, складывала ладошки, закрывала глаза и тихонько пела оооооммммм. Ее мама не верила своим глазам и ушам.
Девочка 9 лет с синдромом Ангельмана, не говорящая ни слова. Я ей предложила спеть ОМ, ее мама тут же вмешалась: «Она не сможет!» – «Мы этого не знаем, дайте ей попробовать». И она смогла.
Мальчик 7 лет с гиперактивностью, которого не то, что усадить на коврик нельзя… Нужна была армия, чтобы его хотя бы остановить. Я взяла колокольчик и, тихонько позвякивая, начала петь ОМ – почти шепотом, тихо-тихо. Он подполз ко мне из дальнего угла комнаты и сел рядом.
Подобных историй у меня много. ОМ работает. Всегда. Везде. Со всеми.
Сидя в круге в начале занятия, мы добавляем к ОМу разные волшебные слова. Ими могут стать «шанти» или имя кого-то из присутствующих детей. ОМ-Саша-ОМ-Саша-ОМ-Саша-ООООМММ… Волшебным словом может стать любое слово, которое сегодня освещает этот день, заряжает силой, энергией, радостью. Бывают достаточно ожидаемые ответы: солнце, звезды, небо, мама. Бывают неожиданные: мини-маус, бублик, комета… Из недавнего – ребенок при маме: «Давайте сегодня волшебным словом будет слово Хома!». Хорошо, я не уточнила, хомячок это или любимая игрушка. Оказалось, мама так называет папу. И для ребенка это и есть самое волшебное.
Работает, кстати, не только ОМ. Я занималась с мальчиком 2 лет, который ходил на занятия с мамой. Разговорились, оказалось, она логопед. Что она «взяла с собой» с наших занятий для профессии: распевание слов на манер мантр, особенно когда ребенок поздно начинает говорить, не говорит совсем или говорит, но очень зажат и стесняется. Симхасану, конечно. Аффирмации всех видов.
О последних стоит сказать отдельно. Про безоценочное поощрение написано уже столько всего. И все равно родители и педагоги убивают все живое своим неистребимым «Молодец!». Пожалуйста, говорите детям не похвалы, а комплименты-аффирмации: «Какая красивая у тебя теперь и ровная спина!» или «Какие сильные и крепкие руки!» или «Или: ничего себе! Какой маленький йог (йожик), а как уже умеет держать баланс!». Про «ничего себе» недавно тоже была забавная история. Одна из мам поправила меня и пояснила, что «ничего себе» именно это буквально и означает – себе ничего. А это ох как неполезно. Поэтому ищем синонимы).
Мы вообще мало вдумываемся в слова, которые произносим. Очень часто «держать голову выше» именно это и значит – в буквальном смысле поникшая голова ведет к такому количеству диагнозов позвоночника, что отдельный справочник издать можно. А между тем йога начинается не с коврика. Наши мысли, наши звуки, наше дыхание – и, как производные этого всего, наши слова – это и есть йога, в первую очередь. И именно это дети копируют и усваивают прежде всего.
Я до сих пор не знаю, как отвечать на вопрос, что такое ОМ. Совсем маленьким так и говорю: «Это волшебное слово, оно творит чудеса». Детям постарше иногда отвечаю в формулировке, которая мне понравилась в «Нити Ариадны» Пако Раббана – «звуки Бога». Эти звуки вне религии, вне времени или места. И они так же всемогущи, как ваши мысли. ОМы спасают жизни. «Сиддхартха» Гессе вам для вдохновения.
Анастасия Кокеева – сертифицированный преподаватель YogaKids.
Фото: istockphoto.com