Наблюдения наблюдателя

В Индии медитацию называют дхьяной (от глагола «дхьяи» – «созерцать», «размышлять»). Тот же корень лежит в основе японского слова «дзен» и китайского «чань». В европейских же языках закрепился термин, произошедший от латинского глагола meditare, аналога санскритского «дхьяи», и этому существует любопытное историческое объяснение. В связи с духовными практиками слово «медитация» вошло в употребление еще в XVI веке благодаря отцам-основателям ордена иезуитов. Первые иезуиты побывали в качестве миссионеров в Индии и Китае, где и познакомились с традиционными техниками работы с сознанием. Орден, стяжавший дурную славу своим участием в кровавых расправах средневековой инквизиции, по существу имел мало общего с духовными традициями Востока. Однако на сам термин «медитация» это не по­влияло, и он прочно вошел в лексикон европейских диалектов.

EV00-7058.jpg

К сожалению, в русском языке это слово продолжает звучать несколько претенциозно. Многие уверены, что медитация — это долгое нахождение в позе Лотоса или совместное распевание мантр. Ни то ни другое само по себе не является дхьяной, но служит лишь техникой обретения этого состояния. Вот какое определение дает Патанджали в трактате «Йога-сутры»: «Равномерный и непрерывный поток внимания, направленный на одну и ту же точку или область, есть медитация (дхьяна)» (Б. К. С. Айенгар, «Йога-сутры» Патанджали. Прояснение», М., 2007). Разъясняя это изречение, Айенгар приводит красивую метафору: «Поток внимания остается таким же плавным, гладким и равномерным, как струя масла, льющаяся из кувшина». Что же происходит с сознанием при равномерном сосредоточении внимания? Опишем в качестве примера тратаку – технику медитации, при которой взгляд фиксируется на одной точке. Предположим, мы решили медитировать над пламенем свечи. Устроились поудобнее — глаза в нескольких сантиметрах от огня. Смотреть на свечу нужно по возможности не моргая. Первые несколько мгновений глаза привыкают к огню и мы видим лишь его желтый язычок. Далее на огненном фоне начинают различаться белесые пятна. По мере выполнения упражнения в глаза бросается то, что язычок постоянно перемещается вверх и вниз, вправо и влево. Белесые пятна то уменьшаются, то увеличиваются, а могут и вовсе исчезнуть или слиться воедино. В какой-то момент мы начинаем ощущать тепло от огня на щеке или глазах. А затем внезапно слышим безмолвие пламени. Так мы постигаем природу огня — подвижность, яркость, неоднородность, тишину, жар. Список свойств пополняется по мере тренировки. 

TASS_3813460.jpg

———————————————————————

Правила медитационной сессии

Время. Старайтесь практиковать ранним утром или в сумерки – это саттвичное время суток, наиболее располагающее к духовным упражнениям. Делайте это регулярно.
Место. Выберите тихую, спокойную комнату и занимайтесь в ней постоянно. Попросите, чтобы во время практики вас никто не беспокоил. Поза. Классические тексты призывают медитировать в таких позах, как Сиддхасана или Падмасана. Если практика в этом положении затрудняется, можно заниматься лежа.
Сосредоточение. Не старайтесь избавиться от мыслей, которые приходят в голову. Ум не может не думать, мышление – неотъемлемое свойство психики. Как говорят буддисты, нельзя требовать, чтобы мясо было без костей, а чай – без чаинок. Не досадуйте на себя, если отвлекаетесь или утрачиваете сосредоточенность. Это тоже часть вашего опыта, принимайте его таким, какой он есть. Согласие с тем, что происходит внутри вас, – ключ к ровному, спокойному дыханию, которое обеспечивает полное внутреннее расслабление.
Открытость. Настройтесь на открытое наблюдение. Не ждите «сейчас я увижу это, потом почувствую то». Отбросьте знание, почерпнутое из книг или из уст других людей. Откиньте представления о том, каким все должно быть. Не оценивайте и не сравнивайте. Приветствуйте свой опыт – уникальный и сугубо интимный.

———————————————————————

EV02-9270.jpgТо, что происходит с телом и умом в процессе сосредоточенной, но не утомительной работы, то состояние погруженности, которое не сужает сознание, но открывает его для дальнейших наблюдений и опыта, и есть медитация. При этом медитирующий является как наблюдателем, так и действующим лицом происходящего.
В этом существенное отличие медитации от рефлексии, при которой человек в уме от­дает себе отчет в том, что с ним происходит. При медитации мы не просто осознаем свой опыт, давая ему то или иное название, но в полной мере переживаем его, постепенно оказываясь в точке «здесь и сейчас». Более того, мыслительный процесс становится вторичным и ненамеренным: отражение происходящего в форме внутреннего монолога диктуется переживаниями, а не сознательным волевым усилием. Другими словами, оно возникает спонтанно.
Всемирно известный учитель буддизма Чогьям Трунгпа Ринпоче, основоположник школы Шамбала, выделял два подхода к медитационной практике: интровертный и экстравертный. Интровертная медитация связана с по­гружением в глубины собственного «Я» с целью достичь уровня Бога. Человек, избравший подобный способ медитации, ощущает свое несовершенство, тщету собственных эгоистичных стремлений, болезненную разобщенность с Богом и всей Вселенной. Разрешение внутреннего конфликта он видит в слиянии с Божественным — некой силой, которая, в отличие от него, не имеет границ. Путь к обретению такого состояния долог и тернист, поскольку предполагает постоянное самоочищение. Так, по мнению Б. К. С. Айенгара, невозможно достичь мастерст­ва в медитации, если не пройдены предыдущие ступени восьмеричной йоги — от ямы до дхараны. Как видно, для этого нужна неустанная практика.
К интровертным упражнениям относится медитация над чакрами, эмоциями, эго — любым элементом нашего «Я». К ним же причисляют различные техники посвящения себя Высшему существу, или Богу, например джапа-медитацию или медитацию над конкретным божеством, святым. Монахи и отшельники-аскеты избирают этот вид медитации, посвящая всю свою жизнь духовным поискам. 

M018-4837.jpg
Как уже было сказано, к медитациям посвящения относят техники джапа-йоги, в том числе мантропение. Медитировать можно над звуком «Ом», какой-то конкретной мантрой-воззванием или просто повторяя имя избранного божества (ишта-деваты). При этом используют специальные четки из 108 бусин. В Индии их делают из рудракши (голубого клена) или тулси (базилика священного). Мантру повторяют от 108 до 1080 раз в день. Воспевать ее можно в уме, шепотом или вслух. Чтобы ум не уставал от монотонности и не начинал блуждать, желательно чередовать эти способы произнесения священных формул. Во время такой медитации ум целиком и полностью сосредотачивается на Божественном — на силе, свободной от ложного эго, страхов, заблуждений. Соприкасаясь с ней через священные звуки, медитирующий исполняется смирения перед Богом, сдает всего себя на милость его воли, проникается благостью и добродетельностью. В таком состоянии человеку раскрываются законы Вселенной — тот миропорядок, в котором сосуществуют земля, вода, деревья, воздух, живые организмы. При высоком уровне мастерства ощущается полное единение с каждой клеточкой своего организма, а вместе с ним — естественная связь своего существа с окружающим миром и Творцом.
Более доступной для обывателя интроверт­ной техникой является медитация над эмоциями, которая в последнее время становится все более популярной на Западе. Ее используют не только духовные учителя, но и психотерапевты с классическим университетским образованием. Секрет этой техники прост: она способна быстро избавить от стресса, гнева или скорби. Во время занятия необходимо устроиться в удобной позе и пригласить ту эмоцию, которая «топчется у дверей». Как только почувствуете отклик, не гоните чувство прочь, но и не поторапливайте его — доверьтесь своей эмоции, пусть она возникает самопроизвольно, в том ритме и с той интенсивностью, которые изберет для себя сама. Ощутите ее всем сердцем, наблюдая за тем, насколько она омрачает (если это тягостное чувство) душевное состояние или, наоборот, привносит в него радость. Далее почувствуйте эмоцию всем телом, обращая внимание на то, как реагируют на нее конечности, корпус, голова. Понаблюдайте за тем, что происходит с температурой тела и дыханием. Испытайте эти ощущения в полной мере. Не исключено, что в какой-то момент вы ощутите привкус эмоции. У радости он может быть сладким, у скорби — горьким, у злости — острым, а у ревности — кислым. Ощущения бывают самыми разными — в конце концов, этот опыт сугубо индивидуален. Как бы то ни было, «свидетельствуйте» свое чувство, пребывая в нем и одновременно наблюдая за ним со стороны. При правильной практике подобная работа может в достаточно короткие сроки привести к катарсису, самоочищению, заставить полностью пересмотреть способы своего внутреннего существования, трансформировать их в более подходящие и приемлемые.

———————————————————————

Духовные упражнения Игнатия Лойолы

Основатель Общества Иисуса Игнатий Лойола разработал систему духовных упражнений, которыми должен был заниматься каждый член ордена. Их назначение – познание потребностей души и постижение божественной воли. Вот что пишет сам Лойола об этих занятиях: «В этот период мы занимаемся исключительно рассмотрением, переживанием вечных истин, применяя их к нашим потребностям, очищаем душу исповедью, размышляем над примерами из жизни Христа, устремляемся ко все большему совершенству и получаем для себя откровение Божией воли». Среди тем духовных упражнений – человек и его цель, жизнь Христа и воскресение, любовь к Богу и смерть. Каждое размышление, или, как называет его Лойола, реколлекция, влечет за собой спонтанные чувства, акты воли. Размышления о цели человека порождают сильную неколебимую веру в божье провидение и стремление сдать себя на его милость. Размышление о смерти избавляет от алчности и ревности, дает понимание суетности повседневной жизни.
Трактат создан ярым поборником христианства, но вместе с тем описывает техники работы с сознанием, которые издревле использовались на Востоке и которые все больше включает в своей психотерапевтический инструментарий западная наука.

———————————————————————

eckhart-tolle-full-size.jpgМедитация наблюдения за дыханием Экхарта Толле

Вы можете сесть на стул с прямой спинкой либо сесть скрестив ноги на полу. Закройте глаза. Направьте внимание внутрь себя и сосредоточьтесь на дыхании. Не пытайтесь делать дыхание более глубоким, пусть оно будет естественным. По мере того как вы будете наблюдать за дыханием, вдохи и выдохи сами собой станут более глубокими и длинными. Почувствуйте, как воздух входит и выходит из легких и ноздрей. Почувствуйте, как живот поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Если в уме появляются мысли, вы просто замечаете их, а затем возвращаете внимание к дыханию. Как только вы заметили, что поток мыслей прервал наблюдение, белый шум перестает иметь над вами власть. Вы просто позволяете мыслям течь и возвращаете внимание к дыханию. Продолжайте медитировать еще 10–15 минут. Затем откройте глаза. Посидите еще пару минут.

———————————————————————

_V58-719361.jpgЭкстравертный подход к медитации отличается от интровертного тем, что здесь центрированный объект отсутствует как таковой. Скорее она связана с пребыванием в данном моменте, чем бы вы ни занимались. Здесь и сейчас — вот отправные точки для медитации, то поле, на котором следует достичь желаемого состояния.
Такой подход широко используется в традиции японского дзен-буддизма. Его хорошо иллюстрирует следующая притча. Монах пришел к учителю и попросил наставления. Учитель спросил: «Ты уже съел кашу?» «Да», — ответил монах. «Тогда самое время вымыть свою миску». Казалось бы, учитель говорит о совершенно постороннем — ведь монах попросил наставления. Но что означает ответ мастера на самом деле? Он обращает монаха в настоящее мгновение. Он говорит: у тебя есть незаконченное дело, иди и заверши его, в этом и есть мое наставление. Как настоящий учитель он преподает ему урок.
Другая притча. Один человек, посещая буддийский монастырь, спросил у настоятеля: «Что такое дзэн?» Настоятель приложил палец к губам и прошептал: «Мы не разговариваем в комнате для медитации». Проследовав за настоятелем в библиотеку, посетитель задал тот же вопрос. На что последовал ответ: «Здесь мы читаем книги в тишине». Оказавшись на кухне, посетитель снова поспешил со своим вопросом, на что мастер сказал: «Мы готовим здесь пищу и едим без лишних разговоров». Когда настоятель провожал посетителя, тот, задыхаясь, опять спросил: «Так что же такое дзен?» Экстравертная медитация — это состояние включенности в то, что происходит с вами в данный момент. Это чуткое отношение к своим внутренним потребностям и к требованиям ситуации. Если вы хотите есть, вы едите — ровно столько, сколько вам необходимо. Если хотите спать — уделяете необходимое время сну. Если нужно приготовить еду — совершаете это, полностью включаясь в процесс, делая его интересным и эффективным. В этом смысле медитация не является самоцелью, она лишь продукт, фон, который возникает в результате полного по­гружения в жизнь, получения радости от того, чем вы занимаетесь, и, главное, от того, как вы это делаете. Девизом такой медитации можно провозгласить «Делай все от души, от сердца и думай только о том, чем занимаешься в данный момент». Это состояние хорошо знакомо детям — вы замечали, с какой любовью, с каким сосредоточением они рисуют, лепят, танцуют? Насколько вовлечены они в жизнь, насколько чувствуют себя ее частью и как искренне обижаются, если им отказывают в праве полноценно проявлять себя.
Экстравертная медитация убирает все мысли о прошлом и будущем не на коврике для занятий йогой и не во время распевания мантр, а здесь и сейчас. Вы превращаетесь в наблюдателя и одновременно играете главную роль в спектакле под названием «жизнь». На собст­венном опыте вы учитесь красивому взаимодействию с самим собой, окружающими людьми и даже вещами не во время какой-то сессии, а постоянно, где бы ни находились. При этом самого понятия «медитация» не существует: вы просто живете и совершаете свои дела, делая это не по принуждению, а просто так — просто потому что вам кажется, что это хорошо, правильно. Отсутствие «духовных рассуждений» говорит о невинности, ибо вы остаетесь открытым и допускаете, что можете чего-то не знать. Здесь нет главенства ума над вашей жизнью, нет жесткого знания — «надо так, а не иначе». Ум используется лишь в качестве координатора деятельности, которую вы в данный момент совершаете.
Такой подход не исключает использования техник интровертной медитации, поскольку часто на свои внутренние потребности следует отвечать погружением в себя. Однако он далеко не ограничивается ими. С точки зрения многих духовных учителей, именно в повседневности достигается высшее мастерство в медитации, совершенствуется само искусство жить.

_TIP-008LIT10997.jpg

———————————————————————

Быть внутри природы

При открытом наблюдении за объектом мы познаем его глубинную природу. Это происходит не сразу, а постепенно: свойство за свойством мы раскрываем тайну растения, камня, звука, пока не распознаем его внутреннюю логику, не соприкоснемся с его дыханием, не услышим уникальную, лишь ему присущую мелодию.
Это воздействие медитации прекрасно иллюстрирует древняя буддийская притча. Одному человеку хотелось рисовать бамбук, и он обратился к художнику, с тем чтобы тот научил его премудростям своего мастерст­ва. Учитель велел отправиться в бамбуковую рощу и жить там в течение трех лет. Срок истек, но ученик не вернулся. Тогда мастер отправился за ним и нашел среди бамбука. Дул ветер, бамбук раскачивался в такт воздуху и шелестел. Ученик повторял вместе с ним причудливый танец, который сопровождал «бамбуковым» шелестящим пением. Увидев это, художник понял, что ученик готов рисовать бамбук, ибо узнал его природу изнутри.

———————————————————————

Медитация в воде Марины Боруссо: практика освобождения

Вода – изначальная сфера обитания живых существ. Вода в океанах, морях, реках, озерах и даже та, которая содержится внутри нашего тела, обладает колоссальной силой. С ее помощью можно исцелить не только отдельного человека, но и всю планету. Вместе с тем вода – это носитель энергии и памяти прошлого, которую мы неизменно храним в себе.
Благодаря своим удивительным свойствам вода способна раскрыть внутри нас неосознаваемое, избавить от груза старого и отжившего, освобождая место для настоящего – того, что происходит здесь и сейчас. Все зависит от нашего намерения принять это. 
Когда человек погружается в воду и пребывает в медитации, присут­ствуя каждой клеточкой своего существа в том, что происходит, тело самопроизвольно начинает проявлять доселе невыраженные страхи и привычки. Это происходит через спонтанные движения, высвобождающие напряжение и отпускающие зажимы. Наблюдая за тем, что происходит с телом и сознанием, отдавая себе отчет в каждом вдохе и выдохе, мы даем себе возможность исцелиться телом и душой, просто пройдя этот опыт таким, какой он есть. Мы позволяем себе и своему телу выразить то, что всю свою жизнь хранили глубоко запертым внутри, а после – соединиться с собой и миром, ставшим безграничным. 
Водная медитация может принимать разные формы – от пребывания на поверхности до долгих спонтанных погружений. Заниматься можно и в бассейне, и в естественном водоеме: реке, море, океане. Допустима как индивидуальная, так и групповая практика. Температура воды также не имеет значения, главное – довериться себе, своему телу, обращать внимание на дыхание и иметь намерение исцелиться.
Медитация в воде – это погружение в глубины собственный души. Чтобы процесс был гладким и целенаправленным, его следует осуществлять вместе с инструктором: он сможет направить вас в вашем внутреннем путешествии и разъяснить суть происходящего.
Водная медитация оказывает воздействие на все уровни человеческого существа. Она обеспечивает полное физическое расслабление, успокаивает сознание, которое утрачивает привычную форму и границы, дарит единение с самим собой и миром вокруг.
Анна Шарунова