Медитация с опорой на ощущения: советы начинающим
С точки зрения усилия, медитативную практику можно разделить на два основных типа: с усилием и без него. В первом случае вы с усилием удерживаете внимание на каком-либо объекте или процессе или на модальности восприятия (например, зрение). При этом повышается ваша способность к контролю произвольного внимания. Однако на этом же принципе контроля произвольного внимания строится функционирование внимания современного западного человека значительную часть его времени. Его особенностью является стремление левого полушария постоянно ставить задачи и следить за их выполнением. Выражением этого является внутренний диалог – можно заметить, что он как раз выделяет задачи и пытается повысить степень их контролируемости. И это стремление контроля создает постоянное напряжение сознания. У этого режима функционирования сознания есть крупный минус – внимание постоянно усиливает какие-то доминанты, и они начинают довлеть. При занятии йогой человек может не решить вопрос снижения всех доминант ниже критического порога, а обмануться, заменив стандартные социальные доминанты на важность йоги и тому подобное.
Поэтому первая базовая задача медитации, многократно описанная в различных текстах, – выйти вообще из режима, в котором сознание склонно стремиться производить усилие.
Но чтобы выйти из задачности и контроля, нужно их прекратить, таким образом, режим практики с усилием и дисциплиной не подойдет. Что же делать?
А выход в следующем: чтобы сознание никуда не стремилось, нужно ему что-то дать. То есть, в процессе медитации вы должны быть чем-то удовлетворены, причем не идеей, а простыми ощущениями. Например, вы смотрите на свою руку и чувствуете ее, воспринимаете хоть какие-то реальные ощущения, если их мало – сначала делаете самомассаж или упражнения. Но вы не пытаетесь ничего изменить в ощущениях руки вниманием. Вы воспринимаете то, что есть, и относитесь к этим ощущениям с интересом и пробуете получить от них удовлетворение. Потом вы берете другую руку, затем ноги так далее.
Ощущения-то на самом деле идут по нервам в сознание, но мы отвыкли обращать на них внимание, которое уходило на социальную адаптацию.
Через несколько таких занятий человек начинает замечать в своем теле гораздо больше ощущений, причем без всяких усилий. По моему опыту, в плане повышения чувства тела несколько месяцев занятий такого типа гораздо эффективнее, чем годы занятий с усилием. И эти повышенные (но естественные, а не надуманные) ощущения человеку нравятся.
То же самое со зрением. Замечаем в поле зрения хотя бы слегка интересный для нас объект, потом другой, и через несколько занятий приходим к тому, что для нас интересен любой объект и сам процесс смотрения.
Когда человек привыкает, что он может получать значимые интерес и удовольствие от чувства своего тела и зрения без всяких усилий и дисциплины, он выходит из «режима усилия». Эта способность быстро закрепляется, и человек может по жизни переходить из режима «озабоченности» в режим «простого ощущения».
Это самое начало медитативной практики, но начало обязательное. Можно много лет заниматься концентрацией, чтением мантр, но так и не остановить состояние озабоченности. Но какой тогда смысл?
Александр Новиков, преподаватель Хатха-йоги и медитации, йогатерапевт: yogin.by.
Фото: hollybentley_yoga/instagram.com