Медитация избавления от страданий
Многие люди по всему миру, на Западе, как и на Востоке, очень заинтересовались медитацией и всё же, из всего множества людей, занимающихся медитацией, лишь немногие действительно понимают её цель. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это страдание от нереализации наших разнообразных желаний… Некоторые формы страдания, как, например, голод очень бедного человека, более очевидны, чем другие. Но так или иначе, мы все испытываем неконтролируемую жажду обладать вещами, которых у нас нет. Даже при полном материальном комфорте страдание остаётся. На самом деле, часто случается так, что увеличение материальных благ усиливает неудовлетворённость, потому что становится ещё более очевидным, что обладание вещами никак не может повлиять или искоренить страдание. С момента рождения до момента смерти мы тратим огромное количество энергии, пытаясь защитить наше тело от страдания. Но цель медитации заключается не только в заботе о физическом теле. Не стоит думать об использовании медитации таким образом. У неё должна быть более высокая, значимая цель. Делать из медитации ещё один внешний метод для пользы организма бессмысленно. Это означало бы потратить технику уникальной, непревзойдённой ценности на бесплодную попытку получить в лучшем случае временное облегчение. Медитация тогда подобно аспирину, который мы принимаем от головной боли. Боль может уйти, но это не значит, что мы излечились. Через некоторое время она вернётся, потому что метод лечения не был связан с истинной причиной проблемы, а потому любое полученное облегчение будет непродолжительным.
Нас не вынуждает медитировать некий внешний агент, другие люди или Бог. Скорее, насколько мы ответственны за наше собственное страдание, настолько же мы ответственны за собственное исцеление. Мы создали ситуацию, в которой себя обнаруживаем, и от нас зависит создание условий для своего освобождения. Если мы не заглядываем внутрь и не тренируем свой ум, но вместо этого тратим всю свою энергию на обустройство и переустройство внешних аспектов своего существования, тогда наше страдание продолжится. Вообще говоря, трудно практиковать Дхарму в окружении материального изобилия. Слишком много всего отвлекает от медитации. Однако настоящая причина всех этих отвлечений не в нашем окружении. Она не в машинах, еде или чём-то таком. Она в нашем уме. Меня приятно удивило во время первого визита на Запад, что помимо материального прогресса здесь есть значительный интерес к практике Дхармы и различным видам медитации. Многие люди искренне ищут высший смысл человеческой жизни, пытаясь выйти за рамки обыденности, животной озабоченности за свою жизнь. В этом отношении я считаю очень мудрым, что люди пытаются совместить духовность и практический подход к жизни, который даёт глубокий ментальный и также физический комфорт.
Есть большое различие между умом, чувствами и опытом того, кто добавил понимание Дхармы к своей обычной жизни, и тем, кто не этого не сделал. Первый испытывает намного меньше растерянности и страдания, сталкиваясь с трудностями материального мира. У него есть контролируемый ум и имеющая смысл парадигма, в рамках которой он может искусно решать свои проблемы. Это будет отражаться не только в его ежедневном опыте, но особенно в процессе умирания.
Если мы никогда не занимались никакой духовной практикой, никогда не тренировали свой ум при помощи дисциплины медитации, тогда переживание смерти может быть очень пугающим. Для большинства продвинутых практиков Дхармы, однако, смерть как приятное возвращение домой. Это почти то же самое, что поездка в прекрасный парк на пикник. И даже для тех, кто не достиг наивысших реализаций, доступных благодаря медитации, смерть может быть комфортным, а не ужасающим опытом. Такой человек смотрит смерти в лицо (что мы все в конце концов должны будем сделать) с подготовленным умом. Его не переполняют страх или беспокойство о том, что он ощутит, или о его близких, имуществе или теле, которые он оставляет… Так что, если наша духовная практика может помочь нам встретить неизбежное в мирном состоянии ума, тогда наши медитации были очень полезны, хотя есть и более высокие цели, к которым может привести наша практика.
Подводя итог, важен не внешний вид нашей медитации. Сидим ли мы, сложив руки таким образом или ноги другим образом, не так важно. Но чрезвычайно важно проверять, действительно ли выполняемая медитация является лекарством от страдания. Избавляет ли она от иллюзий, омрачающих наш ум? Борется ли с нашим неведением, ненавистью и жадностью? Если она снижает эти негативные тенденции в уме, тогда это прекрасная медитация, поистине практичная и стоящая. С другой стороны, если она служит только возникновению и усилению негативных тенденций, таких как гордость, тогда это ещё одна причина страдания.
На самом деле, фундаментальная практика всех истинных йогинов – открыть, какие из их действий приносят страдания, а какие – счастье. Затем они работают над тем, чтобы как можно больше избегать первого и следовать последнему. Это основная практика Дхармы.
Кьябдже Лама Сопа Ринпоче, отрывок из выступления в июле 1974 года в Индиане, США.
Источник:https://www.lamayeshe.com/article/purpose-meditation
Перевод: Мариам Кереева
Выдающийся наставник и практик тибетского буддизма лама Сопа Ринпоче в конце мая даст в Москве учения по преобразованию ума, представит свою новую книгу о подготовке к мирному умиранию, проведёт ритуал освобождения животных и дарует тантрическое посвящение Будды Медицины. Программа и регистрация на http://lamazopa.ru/.