Как правильно погружаться в телесность во время медитации
Чувство тела используется в медитативной практике очень часто. Задачи такого использования можно свести к двум основным:
- Отвлечение внимания из сферы обычных смысловых доминант
- Повышение чувства внутренней энергии
Эти задачи можно однажды легко разрешить, а можно годами пытаться, так и не добившись успеха. Разберемся, в чем же причина кроется причина неудачи.
Обычно внимание человека фиксировано в сфере «значимых доминант», что часто заставляет сознание входить в режим «озабоченности». А сфера простых телесных ощущений не загромождена сложными смыслами. Поэтому переключая внимание на телесные ощущения, человек успокаивает свою озабоченность. Но поскольку наше сознание привыкло функционировать в режиме второй сигнальной системы, который «усиливает доминанты», сознание пытается и в сфере телесных ощущений усиливать доминанты и озаботиться ими. Соответственно после относительно небольшого периода расслабления избыточной активности внимания человек часто начинает взращивать режим озабоченности и в медитативной практике.
В китайской энергетической практике есть термины «искусственная ци» и «естественная ци». Из тела в высшую кору мозга постоянно идут сигналы, просто мы разучились их чувствовать. При естественной телесной практике человек учится чувствовать то, что есть, не вмешиваясь. При неестественной – едва успев что-то почувствовать, человек пытается усилить эти непривычные сигналы.
Итак, чтобы правильно погружаться в телесность, во-первых, надо удовлетворяться теми ощущениями, что у нас есть, и не пытаться их усиливать «обычным способом». Проявить терпение, не иметь никаких задач, тогда свободный ресурс мозга будет перераспределяться на простое восприятие, и ощущения будут проявляться лучше.
При этом важно перестать пользоваться обычным «лучом концентрации». Имеется в виду, что часто человек сопровождает перемещение внимания по телу визуализацией или просто движением глаз – пытается построить визуальный или хотя бы пространственный образ перемещения внимания. А если мы чувствуем тело, надо совершать перемещение ощущения только телесным вниманием. В идеале человек должен суметь отвязать движение глаз от такой практики.
Например, вы следите за дыханием. Чтобы поток воздуха сильнее раздражал слизистую носоглотки, хорошо дышать легким «уджджайи». На вдохе вы уходите вниманием от ноздрей внутрь тела, на выдохе – наружу к ноздрям. Так вот нужно научиться чувствовать только слизистую носоглотки вперед-назад, не сопровождая это построением визуально-пространственной конфигурации. Критерий того, что у вас получилось – пропадает отделенная точка наблюдения, вы становитесь телом.
Потом вы через несколько дыхательных циклов удлиняете траекторию, начиная в ноздрях и заканчивая ее в горле, потом в груди, животе и тазу. И вы должны научиться перемещаться по телу только телесно. Поначалу это кажется неестественным, но со временем вы понимаете, что сопровождение глазами и/или внутренним взглядом только мешает. В результате подобной практики вы сможете погружаться в телесность, не создавая в ней искусственных доминант.
Подробнее о практике дыхания по центральному каналу – в другой раз.
Александр Новиков, преподаватель Хатха-йоги и медитации, йогатерапевт: yogin.by.
Фото: lushmalabeads/instagram.com