Что тебе подарить?

Моя знакомая, стоя однажды в очереди в кассу, была наповал сражена самым обычным проявлением доброты: какой-то человек пропустил ее вперед. Это был сущий пустяк, тем не менее ее сердце наполнилось благодарностью. По сути, ее переживание было гораздо глубже и значимей, чем просто «спасибо» за быстро оплаченную покупку. Она внезапно ощутила свою связь с абсолютно незнакомым человеком, а через нее – единство со всеми людьми. На поверхностном уровне благодарность воспринимается нами как чувство признательности: мы отмечаем проявленную о нас заботу. Но стоит копнуть глубже, и мы поймем, что благодарность – это осознание нашей взаимосвязи с окружающим миром. Когда нам удается вырваться из плена узкого, эгоистического мировоззрения с его чрезмерными ожиданиями и запросами, мы осознаем, что чудо нашей жизни – со всем хорошим, что в ней есть, – это результат трудов, забот и просто су­ще­ство­ва­ния неизмеримого множества людей, прихотливой игры бесчисленных природных явлений и химических реакций.

Английский журналист и памфлетист XVII века Роджер Лестранж сказал: «Очень просто ошибочно принять щедрое благословение небес за плоды собственной деятельности». Правда заключается в том, что в каждый момент своей жизни вы получаете поддержку из внешнего мира миллиардами различных способов. Вы просыпаетесь вовремя под звон будильника – благодаря «подарившим» его вам конструкторам, дизайнерам, сборщикам часовых механизмов и продавцам. Ваша утренняя практика йоги – дар от целого ряда поколений йогинов, поделившихся своим опытом. Этот список можно продолжать до бес­ко­неч­но­сти. Когда вы осознаете эту безграничную взаимозависимость, вас спонтанно охватывает восторг и преклонение перед чудом бытия. Именно поэтому взращивание благодарности является одной из самых дей­ствен­ных практик трансформации сознания. Патанджали писал, что сантоша (удовлетворенность, или умение высоко ценить) ведет к непревзойденной радости. В других йогических текстах говорится, что способность ценить то, чем вы обладаете, есть «высшая радость», есте­ствен­ным образом ведущая к реализации Абсолюта.

Дареному коню…

Возможно, как и большинство людей, вы гораздо «охотнее» акцентируете внимание на ситуациях, в которых что-то идет не так, и едва ли обращаете внимание на те, в которых все происходит по плану. Как часто вас охватывает разочарование, потому что ваши ожидания не оправдались? Если вы в прин­ци­пе склонны замечать только удары судьбы, ваша «слепота» не позволит вам разглядеть бесчисленные подарки, которые вы от нее постоянно получаете. К примеру, у вас может быть четкое представление об «идеальном» отдыхе в кругу семьи. Вы точно знаете, куда и с кем хотите поехать, как все себя будут вести, что вы будете есть, какие подарки дарить друг другу. Но, разумеется, реальность будет далека от воображаемого идеала. И тогда, весьма вероятно, вы поведете себя как маленький ребенок, рассчитывавший получить на Новый год определенную игрушку: разворачивая одну упаковку за другой и не находя заветного подарка, он впадает во все большее уныние. Вконец расстроенный, он надувается, забыв порадоваться тем подаркам, что есть.

Вы можете разорвать эту цепь разочарований, сознательно переместив фокус внимания. Начните обращать внимание на то, что происходит в реальности, а не в вашем воображении. И тогда, несмотря на то что ваши фантазии о счастливом семейном ужине (или о любом другом моменте вашей жизни) будут явно расходиться с действительностью, вы обнаружите множество вещей, за которые следует быть благодарным. Подумайте о том, каких усилий членам вашей семьи стоило собраться вместе. О доме, в котором вы проводите время: чей он, кто содержит его в порядке? Об угощении, которое стоит перед вами на столе. Оно также появились не по волшебству. Все это, как говорит буддийский монах из Вьетнама Тик Нат Хан, дары необъятной вселенной. Если вы на секунду остановитесь и задумаетесь, то увидите, что со всех сторон вам протягивают руку помощи. Чтобы осознать, насколько це­лост­на и всеобъемлюща оказываемая вам поддержка, вы должны выбраться из тесной клетки своего «я». Более гармоничное видение реальности позволит вам меньше беспокоиться о том, что не отвечает вашим ожиданиям. А размышления о том, как сильно вы зависите от других, приведут к тому, что вы станете щедрее, желая каким-то образом отдать хоть маленькую толику своего долга.

Культивируя в себе чувство благодарности, полезно знать о некоторых наиболее явных препятствиях, с которыми вы столк­не­тесь. Одно из самых очевидных – это неумение замечать и, соответ­ствен­но, ценить то, что вы имеете: крышу над головой, семью. Мы уверены, что наш будильник и машина будут всегда работать, что любимые люди постоянно будут рядом. Когда мы к чему-то привыкаем, то перестаем замечать это. Мы принимаем все как должное. Подумайте о том, что вы ошибочно считаете данностью, и используйте эти ключевые моменты в качестве напоминания для развития чувства благодарности. Еще одно значительное препятствие – уверенность в том, что вам что-то должны. Возможно, вы не испытываете никакой признательности, когда мусорщик опустошает мусорные баки в вашем дворе, потому что он «просто делает свою работу». Но вне зависимости от его мотивации вы получаете пользу от его трудов, а значит, для благодарности есть повод.

Спасибо, мама!

Одна из практик культивирования благодарности была создана в Японии практиками буддизма Чистой Земли. Она называется «найкан», что в переводе означает «взгляд внутрь». Это метод самонаблюдения и изучения своих взаимоотношений с миром. На самом высоком уровне найкан практикуется в ритрите под руководством опытных наставников. Каждый день, с рассвета и до поздней ночи, вы размышляете о своей матери: о том, что вы получили от нее, что дали ей и какие беспокойства причинили. Как правило, вы отводите около двух часов размышлениям о своей жизни с рождения и до шестилетнего возраста, а затем поочередно разбираете каждые три последующих года, встречаясь после каждой сессии с наставником, и так – пока вся ваша жизнь не будет рассмотрена через призму взаимоотношений с матерью. Затем вы переходите к размышлениям об отце, братьях и сестрах, любимых, друзьях и т.д. Таким образом, вы обретаете опыт целостного и честного осмысления прожитой вами жизни. Найкан можно выполнять и самостоятельно. Результат будет незамедлителен и очевиден: внутри вас расцветет искреннее чувство глубокой благодарности и признательности за все дары, которые вы ежедневно получаете и получали всегда, хотя раньше и не замечали этого. Прак­ти­ка найкан приведет вас к осознанию, что на самом деле вы обладаете подлинным богатством. Вы не просто не одиноки – вся Вселенная стоит за вас горой! Возможно, вы даже увидите истину в проповеди мистика XIII века Мейстера Экхарта: «Если единственной молитвой вашей жизни станет слово «спасибо», то этого будет достаточно».