Заметки с семинара Тая Ландрума: как чувствовать в теле связь во время практики
Продвинутые практики йоги колесят с семинарами по миру, чтобы ответить преимущественно на один вопрос – «как они до сих пор живы?». Как человек, который практикует Третью и Четвертую серию Аштанги, Тай Ландрум тут не исключение. Но и не правило.
На своем семинаре в Москве Тай учил не привязываться к сериям и уравновешивать два противоположных полюса энергии — прану и апану. В каждой асане. Начиная с Самастхитихи. Такая вот глубинная простота (спойлер: это и есть то, благодаря чему он жив).
«Всё, что нужно делать во время практики – это создавать пространство для переживания полноты ощущений внутри себя», — говорит Тай. Вот одна из его инструкций относительно Уттхита Триконасаны: «В первой виньясе поднимите подбородок, это стимулирует удана вайю, которая находится в горле и отвечает за вертикальное поддержание тела в состоянии бодрствования. У нее, как и у праны, восходящее движение». «Главная идея — создать расширяющееся поле праны, и из него войти в Триконасану», — поясняет Тай.
Его инструкции, касающиеся работы непосредственно с телом, ориентированы на выстраивание от тазового дна (главного энергетического центра тела), а также от диафрагмы (главной дыхательной мышцы). Например, в позах стоя он учит приводить таз в положение восприимчивости к потоку тонкой энергии, идущему снизу.
«В той же Триконасане мы имеем дело с восходящим треугольником и нисходящим перевернутым треугольником, что, кстати говоря, традиционно являются символами Шивы и Шакти, — говорит Тай Ландрум. — Эти треугольники сходятся как раз в области тазового дна. Если вы не будете делать позу правильно, вы не будете чувствовать в теле связи. И даже если вам будет удаваться сохранять равновесие – стопы все равно будут восприниматься легкими, в них не будет силы».
Во время практики прана и апана должны быть обе постоянно активны, для чего необходимо сохранять паттерн апаны в пранических позах (условно говоря, прогибах) и паттерн праны в апанических (условно говоря, наклонах). «Если вы делаете все правильно, то вы чувствуете жар в позе», — говорит Тай об Уттхита Паршваконасане.
Важно это и в плане работы с умом. «Уравновешивание праны и апаны раскрывает пространство ума для чистого опыта, когда вы ни за что не цепляетесь и ничего не отталкиваете. Когда вы не пытаетесь выстроить какую-то историю на основании полученного опыта, не навешиваете на него никакую проекцию», — говорит Тай.
Активация апаны очень полезна в прогибах, которые по своей сути позы пранические. Под руководством Тая мы практиковали тонкие движения, которые создают больше пространства внизу спины. А также учились вытягиваться от диафрагмы. Как учит Тай, первичное движение идет от диафрагмы, и этому движению диафрагмы сопутствует целый оркестр мышц, начиная от межреберных и заканчивая мышцами тазового дна.
Очень важно научиться умно работать с диафрагмой, особенно в прогибах, рекомендует Тай Ландрум: «Поднятие грудной клетки обеспечивается тонусом живота и расширением диафрагмы. Штука в том, чтобы боковые мышцы живота и поперечные работали. Диафрагма при этом должна расширяться». Диафрагма имеет форму купола, и ее движения скорее похожи на то, как движется медуза, поясняет он. «Медузы реально круты, ведь они дышат всей поверхностью своего тела, поскольку у них нет легких. Когда они вот так движутся в воде (Тай показывает волнообразные движения) – они втягивают воду чтобы извлечь из нее кислород, и они пропускают воду через все клетки тела», — говорит Тай.
Ножки диафрагмы (два сухожилия, которые идут по бокам от позвоночника до тазового дна) тянут диафрагму, опуская ее вниз, поэтому она расширяется и делается более плоской. Важно установить связь с движением диафрагмы и в каждой позе создавать пространство для свободного расширения этой «медузы», советует Тай.
Культивировать пространство нужно не только в теле, но и в уме – стараться преодолеть его фильтры. «В йоге мы пытаемся преодолеть встроенную в нас тенденцию ограничения опыта какими-то конкретными представлениями, — говорит Тай Ландрум. — Мы ведь всегда себя ограничиваем. Но иногда по какой-то магической причине вот эта функция ума на какое-то мгновение встает на паузу, и это производит на нас неизгладимое впечатление. Мы смотрим вокруг – и мир прекрасен. Это читта вритти ниродха, потому что и ум перестает работать в привычном режиме, и эго замирает. Нужно стремиться культивировать состояние, когда сознание полностью открыто и позволяет развиваться полноте опыта во всей его сложности».