В чём суть асан йоги?
Это очень важный вопрос, который отчего-то (похоже от недостаточной внимательности и чуткости) упускается почти каждым инструктором, особенно теми, которые на виду. И я здесь не исключение – я не идеален и порой сам это упускаю, но всё-таки смею себе в этом признаться и именно таким образом возвращаюсь к этому снова.
Что же является самым ценным в практике любых классических форм йоги, начиная от асан хатха-йоги и заканчивая пранаямой и медитацией?
Вопрос не простой, из-за множественных инсинуаций, цитат от авторитетных имён и древних правил с предписаниями, которые многими берутся на веру без должного исследования себя самих.
В действительности же вопрос до жути простой и рискну сказать, даже банальный.
Суть любых практик йоги во внимании, в простом присутствии. Всё.
И если эта простота вам ясна – дальше можно смело не читать. Вредно читать дальше в том числе и тем, у кого прямо сейчас поднимается волна сопротивления и протеста, поскольку с дальнейшим чтением эта волна только усугубится и вырастет в сущее цунами:)
Дело в том, что если вам знакомо настоящее присутствие, вам абсолютно точно знакомо, что простое внимательное присутствие в любой самой наипростейшей асане (например, в тадасане) – равноценно по эффективности и глубине самому наикрутейшему и наисложнейшему 2-3-часовому классу йоги, сочетающему как динамические связки, так и качественную статику. Точнее даже не равноценно, а гораздо более ценно по причине полного отсутствия каких бы то ни было микротравм в самом их потенциале.
По-настоящему внимательной тадасаны в 20-30-60 или 90 минут вполне достаточно, чтобы глубоко поработать, включить тело, привести всё что нужно в хороший тонус, а всё что нужно хорошенько расслабить.
Но что кроется за этими словами «внимательная тадасана»?
Ведь понять и протрактовать это словосочетание можно сотней и одним способом и каждый из вас, читая эти самые строки, наверняка как-то это уже успел понять, и наверняка как-то уникально, по-своему.
Этот момент нуждается в прояснении. Но поскольку в том, на что указывает слово «внимание», чётких рамок нет (а если вам кажется иначе, прямо сейчас, бросив статью, исследуйте смело на самих себе, что же такое – ваше собственное внимание), будьте готовы к намёкам и более тонким указателям.
Внимательная асана – это асана, вместе с которой вы пребываете по-настоящему внимательно.
Именно пребываете.
Именно по-настоящему.
И именно вы.
Пребываете по-настоящему, это значит кроме этой асаны для вас в этом самое мгновение больше ничего нет. Нет ни единой идеи, нет ни единой мысли, нет других людей, нет окружающего пространства, нет даже вас самих – есть только эта асана и всё что есть вместе с ней: и тело с его ощущениями, и дыхание, и звуки, и окружающее пространство и даже мысли, если они случаются.
Пребывать в асане – это значит пребывать так, будто ничего нет, но всё есть.
Ваше внимание должно быть при этом очень чутким, чувствительным, осознанным. Можно сказать ненаправленным никуда конкретно. Просто пребывающим.
Пребывающее внимание подобно лезвию бритвы – очень чуткое, чувствительное, алертное. Не сонное, не притуплённое, не ленивое и не усталое. Ничего не ждущее, никуда не стремящееся – целиком присутствующее в том, что есть, целиком осознающее всё, что есть, целиком обнимающее всё, что есть. Ничему не сопротивляющееся, всё без исключения включающее, готовое отдаться, по-настоящему довериться самому настоящему моменту.
Вам необходимо научиться чутко присутствовать со всеми неосознаваемыми моментами, пребывать без спешки и устремления, без попыток что-то улучшить, разрешить, поправить. Пребывать без цели, бессмысленно. Вы пребываете в асане так, будто в этом нет совершенно никакого толка или смысла, вам необходимо осмелеть бросить вечное устремление человека к толку, к целям, к смыслу.
Вы остаётесь в простом очень просто, как Винни-Пух – «просто так». Просто, но при этом чутко, внимательно.
Дело в том, что человек до определённого момента умеет трудиться в жизни только ради смысла, а отдыхать умеет только когда устал. Если смысл или выгода или надежда на какую-то грядущую выгоду из деятельности улетучивается, человек теряет интерес и разучается в этом искренне трудиться.
Здесь же нам с вами необходимо научиться прибывать вниманием в настоящем моменте по-настоящему трудолюбиво, при этом совершенно бессмысленно и бесцельно.
Пока такой логический парадокс не окажется вам знаком, «внимательная тадасана» случиться не сможет, но сама возможность остаётся, она есть для каждого и для каждой из вас.
Ничего сверхъестественного от вас не требуется, разве что проникнуться интересом к самим себе и стать одновременно внимательными, чуткими и трудолюбивыми без целей.