В чем сущность практики йоги в традиции Патанджали
Во второй шлоке «Йога-сутр» Патанджали дает следующее определение йоги – читта вритти ниродха. Что означает: «Йога – это ниродха деятельности ума». Термин «ниродха» многозначен, он имеет более 40 различных значений, поэтому шлока Патанджали открывает простор для интерпретаций. В современной трактовке ниродха зачастую переводится как «прекращение, остановка» или «уничтожение», но эти довольно сурово звучащие определения вводят в заблуждение. Цель йоги – не в том, чтобы уничтожить ум или вызвать умственный паралич, а в том, чтобы приостановить искажающее воздействие обусловленности нашего ума.
Когда мы приостанавливаем наши ментальные обусловленности, тогда наши переживания становятся более свободными и непосредственными. Они больше не искажены нашими спроектированными представлениями о природе вещей. Мысли и эмоции могут по-прежнему возникать, но они больше не вводят нас в заблуждение, мы больше не поддаемся иллюзиям.
Таким образом, ниродха – это когда мы приостанавливаем наши иллюзии. И в этой остановке – сущность медитативного состояния ума. В этом состоянии мы видим сквозь иллюзии, не будучи взятыми в плен искусственными представлениями об истине и о реальности. Получается, ниродха – это не столько уникальное психическое состояние или переживание, сколько действие приостановки искажающих элементов нашего ума. Оно проясняет ум, и мы можем познавать вещи более непосредственно.
Исходя из этого объяснения, мы не должны думать о медитации как о состоянии экстаза. Надо отметить, что Патанджали описывает некоторые состояния экстаза, и он отводит им особое место в прогрессе в йоге. Но это отдельные случаи, и мы не должны принимать их в качестве окончательных. Вместо этого мы должны думать о медитации как об абсолютной открытости к истинной природе вещей.
В этом цель социальной йоги Кришнамачарьи, она связана с медитативным опытом, который более пригоден для обычной жизни. И самое важное – это не опыт сам по себе, который может принимать бесконечное количество форм, а действие открытия и освобождения, которое позволило этому опыту раскрыться.
Цель йоги Кришнамачарьи – не изолировать нас от других людей, не закрыть нас от жизни, но, напротив, вывести нас из своего мирка, пробудить от эгоистичных грез и беспощадно обнажить нас для близкого взаимодействия друг с другом. Такое пробуждение делает нас более полноценными людьми, более отзывчивыми, сострадательными по отношению ко всему, что живет и дышит. Это требует открытого восприятия, а не более глубокого ухода в пределы подсознания.
Важность разграничения между этими двумя противоположными изменениями невозможно переоценить. Если медитация расценивается как уход отшельника от чувственного восприятия или даже как подавление телесного, это легко может стать еще одним искажающим орудием эгоистичного ума. Это может сделать нас более замкнутыми, чем сейчас, запереть нас на поле нашей эгоцентрической проекции, вместо того, чтобы стимулировать наш побег.
Вот почему практика йоги не должна выполняться как комплекс упражнений, направленных на подавление телесного опыта. Напротив, практика должна открывать абсолютно полный спектр этого опыта и позволять разгромить эго. Как объясняет Патанджали, эго – это организатор заблуждений обусловленного ума. Путем непрерывной устойчивой практики ниродхи эти заблуждения начинают растворяться, и когда это происходит, тогда «Видящий пребывает в собственной форме» («Йога-сутры», 1.3). Имеется в виду способность видеть, что лежит в основе каждого переживания. Осознание видящего приходит не путем погружения в глубины собственного «Я», но путем утраты эго в открытом сиянии чистого восприятия.
Итак, позвольте предположить, что именно мы практикуем в йоге через это неуловимое действие ниродхи – это отказ от наших эгоистичных заблуждений, включая в конечном счете и заблуждения о самом себе, и от нашей отделенности от других существ. Когда иллюзии приостанавливаются, преобладает чувство близости или единения со всем, что попадает в поле опыта, в пространство переживаний. Этот союз является целью медитации и изначальным смыслом йоги.
Медитация в движении
Как мы уже сказали, сущность практики йоги в традиции Патанджали – это ниродха, действие, посредством которого мы приостанавливаем обусловленности нашего ума. Причем ум не способен сделать это действие без взаимодействия с физическим телом, ибо, согласно философии, на которой базируется йога, ум и тело не являются отдельными субстанциями. Они представляют собой разные качества психофизической природы («пракрити») и бесконечно перетекают друг в друга.В западном представлении, тело и ум зачастую описываются как отдельные материи, характеризующиеся противоположными качествами. Однако философия йоги рассматривает тело как продолжение сознания в рамках его физической формы. Элементы ума возникают непосредственно из пракрити, и тело развивается из тех же элементов на последующих стадиях. Таким образом, согласно йоге, тело – это ум в его грубом воплощении.
Эта точка зрения подчеркивает важность работы с телом в практике ниродхи. Когда тело неразрывно связано с умом, то очевидно, что ум не сможет погрузиться в состояние ниродхи, если не высвободить имеющееся в теле психическое напряжение. Вот для чего практика классической системы Аштанга йоги работает на все психофизические аспекты человека – чтобы охватить различные пласты материализованного ума, начиная с осязаемых паттернов и оттуда уже переходить на напряжения в теле, дыхание, восприятие, мышление, внимание и еще более тонкие аспекты ума.
Когда мы практикуем асаны по-настоящему, стремясь раскрываться во всем пространстве опыта, мы можем начать обуздывать тяжелое дыхание, напряжение, суетливость, через которые прана обычно рассеивается. Живые паттерны движения тогда могут начать двигаться в плотных отложениях обусловленностей нашего ума. Когда эти отложения начинают растворяться, мы можем испытывать проблески озарения, в которых становятся более видимыми и явственными взаимосвязи между вещами и единство, лежащее в основе всего.
По мере продвижения в практике кажущиеся различия между внутренним и внешним, между разными вещами начнут слабеть, позволяя нам уловить взаимопроникновение природы реальности. Такое различающее постижение, которое Патанджали называет вивека кхьяти, приходит по мере естественного созревания йоговской практики. И виньяса крама предназначена для развития именно такого постижения. Сочетания в себе практику асан, дыхание и концентрацию взгляда и внимания, виньяса крама является необыкновенно эффективным методом развития.
В системе виньяса крамы практика асан – это не просто подготовка к медитации, а полноценная возможность открыть наш ум той реальности, которая раскрывается перед нами в настоящий момент. И когда мы позволяем себе пребывать в настоящем, без искажений картины нашими представлениями, происходит естественный переход в медитативное состояние ума. Мы растворяемся в открытом сиянии нашего сознания. Тогда асана становится медитацией в движении.
Перевод статьи Тая Ландрума