Практики йоги
Большинство из нас никогда не попадали в те условия, в которых сейчас находятся – в изоляцию! С какими психическими состояниями мы сталкиваемся и как помочь себе с помощью йоговских практик в изоляции и после нее, расскажет психолог, гипнотерапевт, преподаватель Йога-нидры Оксана Рогова.
Мы все по-разному переживаем изоляцию. И наше психоэмоциональное состояние зависит от многих факторов – в том числе и от того, с каким психологическим ресурсом мы в нее вошли.
Например, так-называемые интроверты могут даже не заметить изменений в своем состоянии. Самодостаточные и умеющие себя занять, они порадовались новым возможностям освоить то, на что раньше не хватало времени.
Практикующие йогу и полезную физкультуру не поддались панике и страху перед коронавирусом COVID-19, потому что доверяют иммунитету своего здорового тела. Они и в изоляции нашли способ поддержать себя в форме – а значит, в нормальном настроении. Ведь все мы знаем, что при физических упражнениях генерируется дофамин – нейромедиатор радости.
Люди с положительным, закрепленным опытом и с развитыми навыками решения трудных задач просто переключились на другие. И они уверены, что справятся.
Но что точно осталось для всех незамеченным – это тревога. Хотя бы вскользь, но зацепила она каждого. Только зацепив одного, она простимулировала его к адекватной активности – осваивать и создавать, а у других вызвала панику и действия, которые не воспринимаются как нормальные и разумные. И, к сожалению, у многих спровоцировала депрессивное состояние, неадекватные реактивности, агрессию; стала триггером запуска психических расстройств.
В нейрофизиологическом аспекте страх и тревога запускают стресс-реакцию организма. Только причины разные. Страх возникает при наличии реальной угрозы для жизни – например, на вас едет машина. А тревога наступает при отсутствии видимых причин, благодаря способности мозга генерировать образы. Это может быть:
1. Тревога за свою жизнь и здоровье близких. Например, ваш сын здоров и розовощек, сидит перед вами. Но ваш мозг рисует картины страшного гипотетического будущего.
2. Экономическая тревога. У вас есть еда в холодильнике, но мозг уже нарисовал картину обнуленных банковских счетов. Есть нечего, детей кормить не чем.
3. Социальная тревога. Вы еще официально трудоустроены и работаете удаленно, но воображение уже отыграло картину приказа об увольнении, продуцируя чувство ненужности.
4. Тревога неопределенности. От одной мыли, что мы не знаем, когда закончится изоляция, откроют границы и что будет со всеми нами, становится не по себе. Когда мозг не может что-то спрогнозировать, перегружается гиппокамп – поэтому мы так любим прогнозы.
Эти фантазии весьма разнообразны и смешаны, и генерируются они бессознательно.
Например, паника на тему перехода школьников на дистанционное обучение. Учитель может тревожиться, потому что не очень владеет современными технологиями и не уверен, что способен их постичь. Отсюда и тревога – я не нужен обществу, я не буду зарабатывать, в дальнейшем не смогу обеспечить платную медицинскую помощь, буду голодать – угроза жизни. Мать, которая видит, что не может оторвать ребенка от компьютера, тревожится за надвигающуюся цифровую зависимость и ее мозг рисует картины никчёмного будущего ее ребенка, в котором нет потомства – угроза виду.
Зачем мозг это делает?
Самые мощные программы мозга (системные настройки) – программы индивидуального и видового выживания.
Рисуя подобные картинки, он запускает стресс-реакцию, побуждая вас к действию, реализуя программу индивидуального и видового выживания! Гипоталамус и миндалина не распознают, откуда эта информация и что это – реальная угроза или увиденная по телевизору, настоящая или гипотетическая. Но оценив эти образы как угрозу для выживания, они дают команду в надпочечники и в кровь выделяется кортизол. Это система оповещения о чрезвычайной опасности. Кортикоидные гормоны выделяются даже у червей, когда им угрожает опасность и они ощущают то же самое, что человек называет страхом или тревогой. Эти ощущения неприятны, и они заставляют систему мобилизоваться, чтобы что-то предпринять, чтобы уйти от этого дискомфорта и спасти свою жизнь. Когда луч света касается рецепторов червяка, происходит аналогичная стресс-реакция, которая запускает его мышцы, чтобы он мог ползти в сторону темноты.
Тревога стимулирует стресс-реакцию – а она, в свою очередь, побуждает ваши мышцы и мозги шевелиться, двигаясь в сторону спасения. Это закаляет психику.
Но если человек не уверен в себе, в своих возможностях и способностях, то он либо начинает злиться на себя, выплескивая при этом агрессию на близких, либо уходит в депрессивное состояние. А вот регулярное пребывание в этих состояниях – это уже хронический стресс, однозначно угнетающий иммунитет и когнитивные функции (мышление и память), провоцирующий соматические расстройства. Подробнее о механизме стресса в статье.
Что делать?
Действовать. Стресс-реакция дает вам свободную энергию, чтобы действовать. Действуйте!
1. Работайте над самооценкой. Развивайте навыки. Созидайте и творите!
2. Давайте телу адекватную физическую нагрузку: йога, пилатес, цигун, шейпинг, аэробика. Выбирайте то, что нравится.
3. Выполняйте техники расслабления «Йога-нидра», «Классическая Шавасана», «релаксация Джекобсона» и другие техники психофизиологических релаксаций. Так вы будете компенсировать напряжение системы, ибо стресс – это и есть напряжение мозга.
При депрессивном состоянии, при котором «опускаются руки», рекомендую «Релаксации с визуализацией».
Аккуратнее с медитациями! Настоящая медитация – это сложный энергозатратный процесс, который рекомендован только в ресурсном состоянии. Хронический же стресс субъективно воспринимается как «нервы без кожи», когда реакция на слабый раздражитель неадекватна. Например, невыносимо шуршание за стеной – раздражает! А также бессонница, расстройство пищевого поведения, уныние -– все это признаки ослабления психического ресурса и защитных механизмов.
Мне в изоляции нормально, а вам как?