Практика асан как движение от Пратьяхары к Самадхи – часть 2: выполнение комплекса асан
После настраивания на предстоящий комплекс йогин находится в состоянии Пратьяхары. Вход в асану следует выполнять как последовательность действий, приближающих йогина к финальной форме асаны. Действие – это осознанное и на уровне ума, и на уровне тела движение. Это включение в работу определенного участка тела.
Продолжительность выполнения каждого действия должна быть не менее 5-7 секунд. Причем 5-7 секунд достаточно для выполнения одного действия лишь в том случае, если, во-первых, йогин имеет значительный опыт практики асан и, во-вторых, он хорошо понимает, знает себя в данной асане.
За это время йогин на протяжении своего спокойного выдоха и паузы после выдоха включает в работу определенный участок тела. Во всех других случаях йогин, начав выполнение действия с началом выдоха, продолжает спокойно, достаточно поверхностно дышать и действие продолжается ощутимо дольше.
К финальной форме асаны следует последовательно приближаться подобно тому, как собирают конструктор:
- выполнить первое действие по включению какого-то участка тела в работу и зафиксировать результат выполненного действия на некотором уровне интенсивности;
- перенести свое явное присутствие в тот участок тела, который должен быть включен в работу вторым действием, а результат выполненного первого действия перевести в фоновый режим осознания; [banner]
- включить в работу второй участок тела, то есть выполнить второе действие и зафиксировать его результат;
- перенести свое явное присутствие в тот участок тела, который должен быть включен в работу третьим действием, а результаты двух выполненных действий перевести в фоновый режим осознания;
- включить в работу третий участок тела и т.д.
Что касается интенсивности результата выполненного действия, то тут возможны варианты.
Первый вариант – когда необходимый участок тела включается в работу от нуля до предельно возможного максимума. В таких случаях йогин особенно явно осознает в себе сформировавшуюся полярность: что-то максимально работает, а голова и, возможно, в каких-то асанах что-то еще (например, грудная клетка и руки при включенных в работу ногах) максимально расслаблено.
Однако такой вариант могут себе позволить лишь многоопытные йоги и лишь после одного-двух выполненных действий. Дело в том, что сохранять свое явное присутствие одновременно в нескольких максимально включенных в работу участках тела и в расслабленной голове исключительно сложно.
Второй вариант – когда необходимый участок тела включается в работу от нуля до 40%-80% возможного уровня интенсивности. Такая ситуация может складываться, когда йогин либо сознательно не завышает свои возможности по одновременному осознанию нескольких участков тела с тем, чтобы сформировать это умение, либо не имеет достаточного опыта в практике асан, либо предохраняет себя от возможных травм при наличии проблем в отдельных участках тела.
На протяжении всего входа в асану необходимо постоянно присутствовать в голове, расслабляя ее. Начиная с выдохом каждое действие, необходимо одновременно включать в работу определенный участок тела и посылать расслабление в голову. Постепенно увеличивая интенсивность работы определенного участка тела, необходимо одновременно присутствовать в голове, поддерживая ее расслабленное состояние как целостности.
После выполнения каждого действия желательно насладиться состоянием глубокого комфорта, глубокой внутренней тишины в достигнутом промежуточном положении между действиями на пути к финальной форме асаны. Полезно обратить внимание на свое дыхание. Когда йогин обращает внимание на дыхание, он принимает состояние Дхараны.
Он старается концентрироваться одновременно на дыхании, на расслабленной голове (как минимум, голове, поскольку немало асан, где можно и нужно расслаблять не только голову, но и отдельные части тела), на результатах всех выполненных действий. Однако поток его внимания при такой концентрации не может быть вполне устойчивым, поскольку одновременно разместить свое присутствие во многих местах внутри себя, поддерживать их работу и слышать свое дыхание крайне сложно. Поэтому это не Дхьяна, а Дхарана.
Дыхание спокойное, поверхностное. Вдох неглубокий, поэтому кратковременный, а выдох и пауза после выдоха сравнительно продолжительные. Когда йогин стабилизирует свое дыхание, он сможет на протяжении выдоха и, особенно, паузы после выдоха, осознавать свое присутствие в себе одновременно везде, осознавать себя как целостность: от подошв до кожи под волосами, не слыша дыхания. Это и будет состояние глубокой внутренней тишины, когда устанавливается устойчивый поток внимания к себе как к целостности. Это есть состояние Дхьяны.