Какой у вас уровень?
Уровни подготовки практиков можно разделять с разной степенью отличия: очень легкий, легкий, базовый и т.д. до продвинутого. Но независимо от типа классификации общий подход, как в любом обучении, очевиден.
Любой предмет должен преподаваться ученикам адекватного уровня подготовки. Что будет, если первоклассник, не будучи вундеркиндом, придет на урок 5-го класса? Он ничего не поймет. А если человек, мало знакомый с йогой, с ограниченными физическими кондициями, придет на практику среднего уровня? Не поймет – это полбеды, возможны последствия серьезнее, так как практика Хатха-йоги во многом телесно-ориентированная.
⠀
Поэтому практики йоги разделяют по уровням – как в целях лучшего «освоения материала», так и для обеспечения должного контроля травмобезопасности.
А по каким критериям определить свой уровень?
1. Длительность занятийПонятно, что если опыта в занятиях йогой очень мало или нет совсем, то ваш уровень – начальный.
Но общая продолжительность практики сама по себе не означает возможности перехода на более высокий уровень через 3 или 6 месяцев занятий. Важно осознанное отношение к практикам, настойчивый труд и регулярность.
2. Физические кондиции
Да, этот фактор имеет значение для того, насколько легче или сложнее будет осваивать асаны. Но если спортивный гимнаст легко выполняет чатурангу на одной руке, то это говорит только о его силе, но не о том, что он практикует йогу продвинутого уровня. При отсутствии знаний и опыта в йоге ему можно порекомендовать начальный уровень, так как именно там происходит знакомство с главными аспектами практик йоги:
- Осознанность и концентрация
- Правильное дыхание
- Умение слушать свое тело
- Обучение отстройке и основам травмобезопасности
3. Уровень сложности выполняемых асан
Да, асаны можно классифицировать по сложности и соотносить с уровнем подготовки учеников. Но асана считается освоенной, если одновременно удовлетворяет многим критериям, таким как концентрация внимания, спокойное дыхание, правильная отстройка, стабильность, комфорт, время пребывания и другим.
И важна не внешняя форма, не глубина и не амплитуда движения, а что ученик в асане делает, насколько осознанно ощущает ее и умеет управлять изнутри.
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Для тех, кто только в начале пути или имеет небольшой опыт в йоге, после большого перерыва, а также для тех, что хочет вернуться к «истокам» и посмотреть на свою практику с другой стороныОсобенности класса:
- Базовые вариации асан (начало развития силы, гибкости, баланса)
- Базовые типы дыхания
- Спокойный темп
- Подробные инструкции
- Достаточно возможностей для ответов на вопросы, для отдыха и расслабления.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Главная трудность в определении среднего уровня – это разброс индивидуальных возможностей учеников, полный диапазон их опыта и способностей. Каждый из них может выполнять одни асаны среднего уровня и при этом испытывать трудности с другими. Это самый большой класс, его сложно точно описать, и все же:Для тех, кто уже выполняет всю практику начального уровня полностью и правильно, без сбоя в дыхании, не нуждаясь в отдыхе, кто понимает принципы отстройки, травмобезопасности, знает воздействие асан и их модификации для разных условий, обладает достаточными физическими кондициями и готов расширять свои пределы.
Особенности класса:
- Более сложные асаны (наращивание силы и амплитуды движения)
- Активные дыхательные практики, бандхи, задержки дыхания
- Более высокая интенсивность
- Инструкции в необходимом и достаточном объеме.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
Это серьезные ученики, которые занимаются давно и регулярно, но с подходом начинающих (beginner’s mind). Практикуя каждый раз как в первый раз, они открыты новому, понимают, что есть чему еще учиться.Все, что им казалось трудным в начале пути, становится естественным. Они чувствуют себя свободно в разных пранаямах и сложных асанах. Для них нет конечной асаны, освоив которую они сказали бы: «Ну все, теперь я всего достиг». Такой практик знает, что важно не то, как далеко он зашел, а как он туда идет.
Особенности класса:
- Сложные асаны
- Разумный минимум инструкций
- Максимум понимания с полуслова, с жеста преподавателя
- Равноправное партнерство
- Свобода для самопознания
Выбирайте уровень класса осознанно, с пониманием и практикуйте с пользой и удовольствием!