Асана: фундамент практики йоги
В переводе с санскрита асана буквально означает и «сидение», и «положение тела». В русском языке есть похожее слово - «осанка». Дословный перевод довольно точно отражает предназначение практики асан как третьей ступени йоги Патанджали – она должна давать стабильность.
Йоги древности чаще всего использовали асаны именно как сидячие созерцательные позы, удобные для пранаямы и медитации. Например, позу лотоса.
Сегодня самой распространенной практикой йоги является не медитация, а именно асана. Медитация, т.е. дхарана и дхьяна, - это более высокие ступени йоги Патанджали, до них добираются далеко не все. А предшествует им (как, кстати, и пранаяме) совершенство в овладении асаной. Поэтому асану называют фундаментом практики йоги - она очищает тело и стабилизирует ум, позволяя человеку двигаться по пути йоги дальше.
«Метод очищения и укрепления тела называется асана», - такое определение в своей культовой книге «Йога мала» дает мастер из Южной Индии Шри Паттабхи Джойс. Б.К.С. Айенгар о пользе асан писал так: «Йог никогда не забывает, что здоровье начинается с крепкого организма».
Трактат «Хатха-йога Прадипика» гласит: «Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела».
Еще более лаконична «Мундака Упанишада». «Слабый не может постичь Сущность», - гласит она.
Кто придумал формы асан? Йогическая традиция утверждает, что их создал Шива и что асан существует столько, сколько форм жизни - в древних текстах упоминается цифра 8 млн. 400 тысяч. В трактате «Горакша Сатарка» говорится: «Каждая из 8400000 асан была рассказана Шивой. Из них были выбраны 84 позы». То есть, Шива учил 84 асанам. В «Хатхаратнавали» перечислены названия всех 84-х, в «Гхеранде Самхите» описано лишь 32 позы, в «Хатха-йога прадипике» - вообще 16.
Ничего удивительного в этом нет. В прежние времена знания о йоге передавалась устно от учителя к ученику. Сегодня в арсенале школ йоги несколько сотен асан. При этом критерии хорошей асаны остаются теми же, что и раньше. Это стабильность и свободное ровное дыхание при ее выполнении. Примерно 2,5 тысячи лет назад Патанджали написал «Йога-сутры», где асане посвящено всего две шлоки, но в них – всё. «Асана есть неподвижная и удобная поза», - определяет Патанджали. Далее он объясняет, как этого добиться: «Асана достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном». Еще проще об этом говорил Паттабхи Джойс: «Когда ум спокоен – асана корректна».