Как выбрать учителя йоги: 2 основных критерия

Как выбрать учителя йоги: 2 основных критерия

В любом взаимодействии, где одна сторона предлагает свои знания, опыт, инструменты и средства для решения задач другой стороны, всегда присутствуют две главных составляющих. Эти составляющие можно условно назвать «Система» и «Личность».

«Система» в общем понимании означает технические средства (оборудование, процедуры, алгоритмы и т.п.), от которых напрямую зависит конечный результат, что «видно» и «слышно», что можно измерить и объективно оценить.

47583782_800548656951086_6173828059420416055_n.jpg

В приложении к преподаванию йоги – это квалификация преподавателя, его профессиональные компетенции: знания, навыки и умения. Они приобретаются на этапе обучения и затем совершенствуются в практике преподавания.

«Личность» – это качества и особенности поведения, скорее косвенно, но порой значительно влияющие на конечный результат. Для преподавателя йоги эти качества означают, в частности, доброжелательность, понимание, сопереживание, коммуникативность, индивидуальный подход.

Эти качества измеряются на уровне внутреннего восприятия, эмоций и чувств другой стороны. И главная трудность в том, что восприятие сильнее реальности!

От того, в какой пропорции присутствуют обе составляющие у конкретного преподавателя, зависит качество практики и ее восприятие учениками. Для наглядного примера рассмотрим четыре возможные предельные ситуации:

43598573_2150178541708678_8267287648207694823_n.jpg

  1. Система заметно превосходит Личность

    Это означает, что техническая квалификация преподавателя на нужном уровне, он обладает достаточными знаниями и умениями в области философии, построения практики, отстройки асан, травмобезопасности и т.п.

    Но при этом не оказывает необходимого личного внимания каждому, не проявляет заинтересованности в прогрессе учеников. Конечно, при таком подходе вряд ли есть опасность вреда здоровью, все будет технически грамотно.

    Однако у учеников, которые ожидали большего внимания к себе, может возникнуть ощущение непонимания, растерянности, разочарования. Может возникнуть так же неприятная ассоциация с «конвейером». При таком подходе останутся только те, для кого важен именно технический аспект, а остальные уйдут к другому преподавателю.

  2. 47692746_340727579845760_7154528746579401600_n.jpg

  3. Личность значительно превосходит Систему

    Преподаватель доброжелателен, внимателен и уважителен к каждому, приятен во всех отношения…, но, к сожалению, это все, что он может предложить. Недостаток профессиональных компетенций, как минимум не приведет к желаемому результату, а как печальный максимум — может нанести вред.

  4. Система и Личность на одинаково низком уровне

       Тут комментарии излишни, не правда ли?


  5. Система и Личность присутствуют на все 100 необходимых и желаемых процентов 
Это то, чего хотят и что почувствуют все ученики: более чем необходимый и достаточный объём знаний (не в абсолютном охвате всей йоги, конечно, а по крайней мере в своём направлении), техническая грамотность в построении и чередовании практик, умение привести к результату в обозримом будущем, владение методиками преподавания, а также обладание личностными качествами, благодаря которым и возникает чувство психологической совместимости, взаимопонимания и доверия.

41163707_1730379393755265_9070252341460480881_n.jpg

У многих преподавателей йоги действительно присутствует разница в уровнях Системы и Личности, с уклоном в ту или иную сторону, но если она невелика и при этом уровень обеих составляющих достаточно высок, то с преподаванием всё в порядке.

Конечно, приоритет у технической грамотности, если исходить из принципа Ахимсы. Но мы работаем с живыми людьми, которые ожидают от нас чуткости, отзывчивости, резонанса помимо нашей высокой сертифицированной квалификации. 

В следующей статье мы более подробно остановимся на профессиональных компетенциях преподавателя йоги.