Как выбрать учителя йоги: 2 основных критерия
В любом взаимодействии, где одна сторона предлагает свои знания, опыт, инструменты и средства для решения задач другой стороны, всегда присутствуют две главных составляющих. Эти составляющие можно условно назвать «Система» и «Личность».
«Система» в общем понимании означает технические средства (оборудование, процедуры, алгоритмы и т.п.), от которых напрямую зависит конечный результат, что «видно» и «слышно», что можно измерить и объективно оценить.
В приложении к преподаванию йоги – это квалификация преподавателя, его профессиональные компетенции: знания, навыки и умения. Они приобретаются на этапе обучения и затем совершенствуются в практике преподавания.
«Личность» – это качества и особенности поведения, скорее косвенно, но порой значительно влияющие на конечный результат. Для преподавателя йоги эти качества означают, в частности, доброжелательность, понимание, сопереживание, коммуникативность, индивидуальный подход.
От того, в какой пропорции присутствуют обе составляющие у конкретного преподавателя, зависит качество практики и ее восприятие учениками. Для наглядного примера рассмотрим четыре возможные предельные ситуации:
- Система заметно превосходит Личность
Это означает, что техническая квалификация преподавателя на нужном уровне, он обладает достаточными знаниями и умениями в области философии, построения практики, отстройки асан, травмобезопасности и т.п.
Но при этом не оказывает необходимого личного внимания каждому, не проявляет заинтересованности в прогрессе учеников. Конечно, при таком подходе вряд ли есть опасность вреда здоровью, все будет технически грамотно.
Однако у учеников, которые ожидали большего внимания к себе, может возникнуть ощущение непонимания, растерянности, разочарования. Может возникнуть так же неприятная ассоциация с «конвейером». При таком подходе останутся только те, для кого важен именно технический аспект, а остальные уйдут к другому преподавателю.
- Личность значительно превосходит Систему
Преподаватель доброжелателен, внимателен и уважителен к каждому, приятен во всех отношения…, но, к сожалению, это все, что он может предложить. Недостаток профессиональных компетенций, как минимум не приведет к желаемому результату, а как печальный максимум — может нанести вред.
- Система и Личность на одинаково низком уровне
Тут комментарии излишни, не правда ли?
- Система и Личность присутствуют на все 100 необходимых и желаемых процентов
У многих преподавателей йоги действительно присутствует разница в уровнях Системы и Личности, с уклоном в ту или иную сторону, но если она невелика и при этом уровень обеих составляющих достаточно высок, то с преподаванием всё в порядке.
Конечно, приоритет у технической грамотности, если исходить из принципа Ахимсы. Но мы работаем с живыми людьми, которые ожидают от нас чуткости, отзывчивости, резонанса помимо нашей высокой сертифицированной квалификации.
В следующей статье мы более подробно остановимся на профессиональных компетенциях преподавателя йоги.