7 признаков учителя

  1. Внешний вид. Настоящий профи-преподаватель Хатха-йоги одевается в обтягивающую одежду не для того, чтобы поразить учеников красотой фигуры, а затем, чтобы они могли видеть работу мышц. Это очень важно. Чёрный цвет слишком скрывает рельеф, поэтому его лучше избегать — и учителям и ученикам. Скромность приветствуется — учитель не должен оттягивать на себя внимание учеников или вызывать нескромные мысли. Фокус внимания ученика на уроке находится в его собственном теле, за исключением тех моментов, когда учитель показывает правильное выполнение позы, но и тогда ученик должен смотреть на работу тела учителя, а не на украшения или вычурную одежду.
  2. Стиль преподавания. Хорошо, если урок имеет структуру и общую нить, сквозную тему. Структура занятия по Хатха-йоге примерно такая: разминка, основной блок поз, перевёрнутые позы, восстанавливающие, Шавасана. Сквозная тема — акцент на группе поз (позы стоя, наклоны, прогибы, абдоминальные) или на одной сложной позе, тогда весь урок — это подготовка к позе, выполнение её в доступном варианте и реабилитация в конце. Язык преподавателя должен быть ясным, чётким, понятным ученикам. Включения из истории и философии йоги могут себе позволить только опытные преподаватели, они умеют управлять вниманием учеников и смогут вернуть его обратно, к физической практике.
  3. Человеческие качества. Преподавателей, учат так: усовременного человека, особенно городского, слабое, инертное тело и чрезмерно подвижный ум. Это помогает выжить в городе, но физически мы чувствуем себя лучше в обратной ситуации: когда заставляем тело двигаться, а ум — утихнуть. Чтобы преодолеть инертность учеников, учитель должен быть энергичным, буквально гореть. Преподаватель иногда может и пристыдить, и пошутить, но деликатно и безобидно. Лоис Штайнберг, преподавательница йоги Айенгара, любит побуждать к активному действию, играя на патриотических чувствах: «Я думала, русские — сильные, а вы упали на второй Чатуранге! Покажите мне, как вы можете! А теперь ещё раз по-настоящему! А теперь в последний раз! Я пошутила, это был предпоследний!» Важен итог — если после занятия вы чувствуете, что у вас получилось наладить с учителем связь, если вы можете разрешить ему тянуть-толкать вас в правильную сторону, значит, урок удался и учитель вам подходит. Обычно с таким учителем интересно поговорить после класса, задать вопрос, обсудить связанную с йогой тему, он охотно идёт на контакт. А ещё такой учитель не боится признаться в том, что чего-то не знает.
  4. Опыт. Хороший учитель учит тому, что практикует он сам. На преподавательских семинарах всегда говорят: узнали — попробуйте сами и только потом идите с этим к ученикам. Именно поэтому сейчас крупные школы йоги стали называть институтами. Это позволяет применять йогу как терапию тяжёлых и хронических заболеваний. Кстати, это единственное исключение из правил: у йогатерапевта нет болезней его учеников, но опыт, накопленный в школе йоги, помогает ему подбирать правильные асаны для студентов с проблемами. Эти качества необходимы и достаточны для хорошего преподавателя. Но для многих йога выходит за рамки физической практики. Благодаря йоге мы становимся более эффективными и осознанными. Мы можем перенаправить энергию, которая раньше уходила на удовлетворение базовых потребностей, на что-то новое.
  5. Линия передачи. В йоге особую силу имеет линия преемственности, восходящая к одному из восьми риши, мудрецов-основателей восьми браминских родов Индии. Если учитель наследует древнюю традицию, пусть даже он сам ещё не совсем созрел, в его йога-студии есть такая маленькая, почти незаметная дверца. А за ней — игра света и тени, рассмотреть трудно, а попасть внутрь и вовсе не получается. Мы увлечённо делаем асаны, но поглядываем на дверцу. Говорят, если долго практиковать, что-то изменится — то ли дверь станет больше, то ли мы — меньше, и тогда можно будет попасть туда, в прекрасный сад, про который пока ничего толком не известно. Слухи, неподтверждённые истории, старинные тексты намекают, что там красота и совершенство, покой и радость. Йога — не религия, а инструмент, который делает человека и то далёкое прекрасно совместимыми — в этой жизни, сейчас, когда вы стоите на своём коврике.
  6. Внутреннее важнее внещнего. В поиске серьёзного учителя не ищите внешнего блеска, красивых фото в эффектных позах. Учителя не всегда идеальны. Да, они привлекательны физически, к ним тянет, но некоторые, например, застенчивы и не умеют смотреть в камеру. У них может быть заурядная внешность, а глаза начинают блестеть только во время класса. Они несовершенны и прекрасно знают об этом. «Представляете, — рассказывает ученица, — прихожу на йогу, а учитель в шейном корсете! Ну как так может быть?» Да вполне нормально, скажу я вам. Более того, йога может спровоцировать вспышку болезни: если раньше она дремала, то после интенсивных растяжек и прокачек может усилиться. Но это целительный кризис, после которого часто начинается выздоровление. Некоторые блоки в организме настолько сильны, что мягкими методами с ними ничего не поделаешь.
  7. Чистота мотивов и возможность довериться. Отношения учитель-ученик — это увлекательная игра, где каждый испытывает другого и проверяет на прочность. Да-да, не только учитель изучает ученика, но и ученик — учителя. Ведь чтобы идти за ним, нужно доверять. Поэтому мотивы учителя должны быть чисты, его цель — познание мира и передача своих знаний. Задайте вопрос учителю, с какой целью он пошёл преподавать, его ответ может многое прояснить. Хотя, знаете, даже ошибки в поиске учителя бывают плодотворны. Как в этой истории: однажды у одного мастера был ученик. Ученик мастеру не нравился. Он был предан, как собака, постоянно ходил за мастером, ловил каждое слово, считал его великим просветлённым человеком. Учитель-то знал, что это не так, но не говорил ученику, чтобы не портить свою репутацию. Однажды ученик так достал мастера, что тот решил от него избавиться. Привёл на край скалы и велел спрыгнуть вниз, тогда, мол, тот научится летать. Ученик помолился богу и своему великому мастеру — прыгнул. И полетел. Тогда мастер решил тоже прыгнуть, раз уж выдался такой удачный день, что даже всякие дураки летают. И разбился о камни. Потому что ученик верой превозмог законы реальности, а мастер, наоборот, погряз в ней с головой из-за своей гордыни.