О «просветляющей» йоге
Вообще мне нравится такого рода остроумие в стиле фильма «Догма». Хотя раньше, будучи убежденной и довольно негибкой буддисткой, я бы наверно негативно среагировала на такие слова: мол, распущенный невежда с грязной кармой, да что ты знаешь о духовности и о сострадании?!)))
Я почему поднимаю этот вопрос. На работе мне поневоле приходится обращать внимание на то, как люди воспринимают йогу и чем она для них является. И нередко вижу, что для кого-то йога — это путь к просветлению через тело. Многие могут поспорить со мной, но для меня йога — сугубо физическая, очень полезная и незаменимая в своем роде практика. Которая часто вполне естественным образом становится частью нашей жизни.
В этом плане мне очень симпатична точка зрения Эллен. В блогах и публичных выступлениях она часто упоминает, что йога — это образ жизни. Именно образ жизни, здоровый и активный.
Может слишком глубоко копну, но все же... К примеру, делая кумбаку или пранаяму, которая полезна для сосудов и легких, мы можем (особенно занимаясь дыхательными практиками довольно активно) привести тело к необычному состоянию, но подчеркну еще раз — тело. Это тело непривычным образом наполнилось кислородом. Но я знаю немало людей, которые могут назвать это состояние ментальным — близким к самадхи, просветлению, присутствию, ясности и много чему еще. Но для меня такое видение — романтизм, эзотерика и, конечно, иллюзия. Всколыхнувшийся мозг плюс русская, немного наивная, импульсивность и образы из памяти, которые начали выплывать из, повторюсь, всколыхнувшегося мозга.
Вообще, как мне кажется, состояние ума невозможно изменить. С умом все просто — он либо работает либо нет. Когда есть мысли, ум есть. Когда мыслей нет, и ума нет. Вот мысли можно поменять, согласна, но они от этого не прекратят быть мыслями.
Мне поэтому не совсем понятна кундалини-йога, например, зато вполне понятна силовая аштанга и йога-терапия. У нее есть конкретное назначение. Ага, спина заболела? Остеохондроз? На тебе комплекс специальных упражнений. Или: не хочешь, чтобы в будущем тебя настиг остеохондроз, делай то и вот это. То есть это может быть и методом «здесь и сейчас», и инвестициями в будущее)))
Вот недавно прочла в одном многообещающем анонсе на тему йоги:
«На семинаре будут раскрыты все основные моменты связанные наукой Йоги и устройством Человека, а прежде всего, каждый научится практической части (вот это просто убило!) – как медитировать не выпадая из потока Жизни».
Как не пыталась, не могу представить себе, как я могу выпасть из потока жизни?..
И это, кстати, гораздо более честно, если говорить о коммерциализации йоги. Продавать и покупать йогу — это нормально. Мы же покупаем лекарства в аптеке. Но вот продавать ее как «вы окажетесь в другом измерении и позабудете о всех своих проблемах», это, простите, издевательство над людьми, которые в данный момент не знают, как справиться со своим страданием. И чем вообще в таком случае йога отличается от галлюциногенов?
Я также не понимаю, когда люди используют йогу как способ уйти/закрыться от проблем. И на тему избегания есть прекрасная статья буддолога Джона Уэлвуда.
Не всегда мы честно можем признаться себе, зачем мы занимаемся йогой. Кто-то скажет — это же работа с энергией! Вопрос: зачем что-то делать с энергией? Ее ток и без того нарушен мыслями о «я» и набором идей и концепций, которые сводят нас с ума. Первое, что мы можем сделать для тела — избавить его, бедное, от мыслей, которые ему совсем не нравятся.
Все вышесказанное совсем не означает, что нам не следует посещать семинары тех учителей, которые не смогли, мягко скажем, правдиво и без романтизма, сформулировать то, чему они смогут вас научить. Галлюцинации и реальные знания можно фильтровать, и это отсеивание может оказаться весьма полезным.
И «духовный» юмор, с которого я начала, тоже помогает нам более трезво воспринимать море качественной и некачественной информации, чаще обращаться к первоисточникам. Он как бы отучает нас от излишней доверчивости и, лично меня, призывает к самоисследованию.