Этичная косметика

Разница в терминах

Существует несколько терминов, которые часто путают. Итак, разница между вегетарианской и веганской косметикой, по сути такая же, как между вегетарианцами и веганами. Веганская косметика исключает все компоненты животного происхождения и их производные в составе. Вегетарианская косметика может содержать ингредиенты, которые являются биологическими продуктами животного происхождения, к примеру, пчелиный воск, мед, молочную кислоту. Вегетарианскую и веганскую косметику часто называют этичной. Но это не совсем корректно. Этичная косметика – это средства, которые не тестируются на животных и не эксплуатируют их. Исходя из определения, в этой косметике не должно содержаться компонентов животного происхождения тоже. Но на деле получается, что веганская косметика может быть этичной, а этичная – не веганской. Если средства не тестируются на животных, это не означает, что они не содержат продукты животного происхождения. Бывает, что этичную и веганскую косметику путают с натуральной. При производстве эко-, био-, органик- и натуральных средств не используются синтетические компоненты, но к этичности это не имеет отношения. «Если говорить о вегетарианской, веганской и этичной косметике, грань на самом деле очень тонкая, и многое остается на совести производителя, - говорит Дмитрий Стофорандов, основатель и генеральный директор бренда Teana laboratories, кандидат фармацевтических наук, автор косметических рецептур. - Склоняюсь к тому, что главное все же не сертификат, а внутренние принципы работы производителя. Плюс начитанность и образованность потребителя».

                    

Законодательная база

С 2013 года в странах Евросоюза действует закон, запрещающий тестировать косметические средства или отдельные их ингредиенты на животных. Все крупные компании-производители его придерживаются. В Китае, кроме Гонконга и Тайваня, по закону вся косметика, продаваемая на его территории (как китайская, так и европейская), должна тестироваться на животных. В России в 2017 году Роспотребнадзор отрицательно высказался о полном запрете тестирования косметики и парфюмерии на животных и переходе на альтернативные способы (тест в пробирке in vitro, компьютерное моделирование, клинические испытания на добровольцах и другие). Поэтому в России выбор способа тестирования пока остается за производителем.

 

Преимущества этичной косметики

·       В целом этичные и веганские бренды больше тяготеют к составам с растительными компонентами. Растительные компоненты, богатые витаминами, минералами и антиоксидантами, способствуют естественному восстановлению и гидратации кожи. Если в этичных или веганских средствах и присутствуют синтетические добавки, то их немного, и они в большинстве своём безопасны.

·       Формулы веганских и этичных продуктов, как правило, содержат сравнительно небольшое количество ингредиентов и более мягко воздействуют на кожу. Поэтому подходят для чувствительной кожи и интолерантной кожи. В то время как некоторые продукты животного происхождения могут раздражать кожу и закупоривать поры.

·       Как правило, упаковка этой продукции допускает вторичную переработку.

           

 

Недостатки этичной косметики

·       Этичная косметика, не содержащая отдушек, часто имеет неприятный запах, ассоциирующийся у некоторых с лекарствами.

·       Не все синтетические добавки этичных средств безобидны. В составах средств встречаются и мутагены, и парабены, и продукты нефтепереработки, которые, попадая в воду, загрязняют экологию.

Как проверить средство на этичность 

1. Ищем на упаковке сертификаты. Веганская косметика помечается значком V или словом Vegan. Этичная косметика – Cruelty Free и логотипом с кроликом. Важно, чтобы это были настоящие сертификаты, а не просто этичные значки и картинки, имитирующие логотипы сертификатов. В настоящее время нет стандартизированной системы маркировки для веганских и этичных продуктов, но многие специализированные европейские организации создали свои собственные. Наиболееавторитетные из них: PETA (People for the Ethical Treatment of Animals), CCF (Choose Cruelty Free), Cruelty Free International, Vegan Society, Vegan Action.

2. Узнать о наличии сертификатов у косметических компаний на сайтах организаций, выдающих такие сертификаты. «Черные» и «белые» списки компаний-производителей есть на сайте PETA. Также можно использовать ресурс Cruelty Free Kity, он чаще обновляется, чем список PETA. В Инстаграме Китти можно отслеживать все новости относительно тестирования. Еще можно воспользоваться сайтом об этичной косметике и Инстаграм Marpeta российского блогера Маргариты Морозовой. 

        

3.  Внимательно изучить состав косметических средств или уточнять у консультантов в магазине. Косметика не считается этичной, если на ней есть пометка: «не тестируется на животных, кроме случаев, когда это требует законодательство». Эта пометка означает, что компания-производитель поставляет свою продукцию в Китай, где тестирование на животных является обязательным. Чтобы точно удостовериться в этичности средства, можно самостоятельно делать запросы в компании-производители и дистрибьютеры. Важно помнить, что доказательством являются только официальные документы, подтверждающие этичность косметики.