Применяем дыхание при ходьбе: Враджана-пранаяма

Применяем дыхание при ходьбе: Враджана-пранаяма

В нашей обширной «Энциклопедии йоги» подробно описана Враджана-пранаяма*: «Техника выполнения: во время прогулки (даже если это прогулка до автобусной остановки), держите тело прямо и дышите размеренно — в такт шагам. Шаг левой и правой будем считать за один полный шаг. Итак:

На 4 полных шага — меленный вдох, на 6 шагов — выдох (без пауз). Выдыхайте до конца, иначе не сможете потом полноценно вдохнуть. Больным и ослабленным людям можно начинать с одинаковых вдохов и выдохов, стремясь со временем, выдох сделать длиннее. Для достижения эффекта достаточно выполнять Враджана пранаяму в течение 2 минут утром и столько же вечером, но каждый день!

Когда этот ритм станет для вас легким, удлините вдох до 6 шагов, а выдох — до 8 и практикуйте так в течение нескольких недель. Затем снова удлиняйте дыхание: вдох — 8, выдох — 12. Максимум, за который лучше не заходить: вдох — 18 шагов, выдох — 36.

Освоив Враджана-пранаяму, вы сможете легко преодолевать большие расстояния даже с грузом, не уставая, без одышки и перебоев в сердцебиении.

Противопоказаний нет. Единственное условие — не спешить в освоении пранаямы. Она должна быть комфортной. Любое насилие в практике пранаямы недопустимо и смешно, ведь в этом случае вы учитесь накапливать энергию и тут же тратите ее на борьбу с собой.

При малейшем дискомфорте следует остановить упражнение и отдышаться».

На бумаге практика кажется очень лёгкой и простой, но если попробовать сделать эту технику, оказывается... что вдох на 4 «полных шага», каждый из которых — это шаг левой-правой — далеко не простая штука, и многим так дышать некомфортно.

Дело в том, что мы привыкли дышать коротко и поверхностно. И необходимость внезапно начать дышать медленно, глубоко, животом (а иначе и не растянешь вдох на 8 шагов!) приводит к головокружению, звону в ушах и др. Не комфортно! С выдохом ещё сложнее — на 6 (12) шагов растянуть его — это после затрудненного вдоха-то! — уже совсем не приятно, через силу получается... И в итоге эту пранаяму многие забрасывают (я сам так сделал поначалу!), посчитав, что «ну, это пока не для меня», и стоит заняться чем-то попроще... А пранаяма эта предварительная, очищающая организм — её как раз хорошо делать не «потом», а сейчас.

Это и правда простейшая пранаяма. Просто Свами Шивананда был очень здоровым человеком. Он описал технику «под себя». Всё, что нам надо сделать, чтобы начать заниматься этой пранаямой СЕГОДНЯ, это сократить длину вдохов и выдохов. Да хоть бы и в 2 раза, для начала! Что мы получаем? Вдох на 2 «шиванандовских шага» — то есть, на 2 шага правой и 2 шага левой (всего 4 шага!), и выдох на 3 «шиванандовских шага» — т.е. на 3 шага правой-левой (всего 6 шагов). Вот так уже гораздо легче, правда? Именно так комфортно делать эту пранаяму многим людям, особенно начинающим.

Если расписать ещё подробнее, по шагам, получается такая начальная схема (шаги, или следы ботинок, представлены иксом):

ХХХХ (4) — ХХХХХХ (6) — ХХХХ (4) — ХХХХХХ (6) .... И так далее. (выдох относится ко вдоху как 1:1.5)

Постепенно длину вдохов и выдохов можно увеличивать... не забывая прибавлять по два счета выдоха на каждые полтора счета вдоха, развитие схемы:

ХХХХХ (5) — ХХХХХХХХ (7) — и так далее... (пропорция 1.4, чтобы не добавлять полшага, это неудобно)

Понятно, что потом будет:

ХХХХХХ (6) — ХХХХХХХХХ (9) — ... и так далее (сохранили «шиванандовскую» пропорцию 1.5)

И последнее — есть упражнение, которое помогает начать делать Враджану если даже упрощённая схема, приведенная выше, не срабатывает для вас и у вас кружится голова или вы задыхаетесь. Кроме того, эта техника полезна и сама по себе, отдельно от Враджаны. Называется она Самавета-пранаяма, и мы уже подробно разбирали её в блоге, просто давайте вспомним, как это делается.

...Вот и всё! Уверен, что техники пранаямы, которые мы сегодня разобрали, будут вам интересны и полезны.

Добавлю лишь, как развлекательный «анекдот» из жизни — как мы применяли эту пранаяму на моих выездных семинарах в Гималаях. Когда идёшь по горной тропе на высоте больше 2000 метров (а то и 3000, и 3500), дыхание работает немного по-другому: ощущается лёгкая гипоксия (врачи называют её «тренировочной»): едва заметная одышка, «воздуха как будто чуть-чуть не хватает». Не так чтобы сильно, но заметно. Особенно, если, например, участник йога-похода отстал, и хочет догнать первых по цепочке движения. Переходишь на быстрый шаг, на бег — сразу «не хватает воздуха». А когда мы поднимаемся выше 3000 м над уровнем моря, всё это ещё усиливается (не у всех и не одинаково, высоту все люди, даже йоги, переносят по-разному). Казалось бы, в таких условиях «не до Враджана-пранаямы»! Да и вообще, прямо сказать, не до пранаямы — отдышаться бы!

Но это в теории, а на практике всё было наоборот. Те участники и участницы турпоходов, которые не ленились и применяли дыхательные практики — Самавету, Враджану (на коротких пропорциях: 2:4 шага или даже 1:2 и т.п.), особенно подключая дополнительную визуализацию — даже после прохождения перевала 4500 метров отмечали, что идти было легко, приятно, радостно. Другие пранаямы: Капалабхати, Бхастрика, Нади Шодхана, Мурчха — в условиях высокогорья тоже даются тяжелее. Особенно тяжело делать задержки дыхания! Но при этом эффект пранаям тоже увеличивается: тяжелее делать — больше результат. Вот такие наблюдения занятий йогой в горах.

И в порядке саморекламы, напомню, что осенью, в конце октября, мы традиционно выезжаем в непальские Гималаи для практик. В этом году 23 октября-5 ноября идём на базовый лагерь горы Аннапурна. Кому интересно, присоединяйтесь, для читателей блога дружеские условия участия.

*Её подробно описал Шри Свами Шивананда Сарасвати в книге «Йогатерапия».