"Волшебная флейта" Моцарта. Управляет Филипп Чижевский
20 октября 2024 года Государственный академический камерный оркестр России, ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский представляют в Зале Чайковского оперу «Волшебная флейта» Моцарта.
В исполнении принимают участие солисты — лучшие в России исполнители музыки барокко и классицизма: Елене Гвритишвили, Мария Сардарян, Ярослав Абаимов, Константин Сучков, Николай Диденко, Михаил Нор и другие. Режиссер концертной версии — Егор Перегудов, специально для нее создавший свою версию диалогов.
«Волшебная флейта» принадлежит к числу лучших и наиболее любимых публикой опер Моцарта; за свою более чем двухсотлетнюю сценическую историю «Флейта» неизменно пользовалась успехом. Согласно данным сайта Operabase, по популярности «Волшебная флейта» уступает только «Травиате», «Кармен» и «Богеме».
История ее успеха началась буквально со дня премьеры, состоявшейся 30 сентября 1791 года в венском театре «Ауф дер Виден»: только за последующий год опера прошла там сто раз.
По замыслу Эмануэля Шиканедера, заказавшего Моцарту «Волшебную флейту» и написавшего либретто, опера должна была привлекать в том числе самого широкого зрителя — и зрелищностью, и сказочностью, и спецэффектами, и простонародно-комедийными мотивами. И демократичностью жанра: «Волшебная флейта» — зингшпиль, между ее ариями и ансамблями — не речитативы, как было заведено в итальянской опере, а разговорные диалоги.
«Тем не менее «Флейта» быстро и с легкостью пробила себе дорогу на вполне респектабельные, даже аристократичные сцены, — рассказывает искусствовед Сергей Ходнев. — Через четверть века моцартовскую оперу с помпой поставили в Берлине, на сцене королевской оперы, с декорациями Карла Фридриха Шинкеля. И поставили не как милое и демократичное сказочное развлечение, а уже как шедевр на все времена: берлинский спектакль призван был отметить окончательную победу над Наполеоном и 100-летие Прусского королевства.
И так далее: в истории «Волшебной флейты» нет периодов, когда она находилась в тени. Ее не приходилось специально извлекать из забвения, как это в ХХ веке произошло с «Идоменеем» и «Милосердием Тита». Словом, дорога от венских премьерных восторгов 1791 года к сегодняшним оперным и концертным афишам — широкая, прямая и непрерывная.
Однако почти так же непрерывны в истории этой оперы и другие вещи: досада на ее драматургические несовершенства и теоретизирование о том, что на самом деле «Флейта» скрывает в себе разного рода секретные смыслы.
К тому же «Флейта» — последняя опера Моцарта, он умер всего через два с небольшим месяца после ее премьеры, и все мы знаем об окружающих эту смерть слухах и легендах. А что если Моцарт и, возможно, Шиканедер хотели сообщить в ней какие-то роковые тайны?
Но, собственно говоря, знать об этом даже не обязательно. Достаточно просто послушать «Волшебную флейту», чтобы понять, что это опера не о зловещих разоблачениях, не о мрачной эзотерике, не о сектанстве, с которым чаще всего ассоциируется наше представление о тайных обществах.
Вековая притягательность «Флейты» — прежде всего в ее невероятной, солнечной художественной свободе. Пиротехническая виртуозность арий Царицы ночи, веселая грация и «цепкая» мелодика музыки Папагено, светлая простота и возвышенность чувств Памины, объемность и благородство лирики Тамино, хоры жрецов, комикование Моностатоса, величие Зарастро -жанровое разнообразие музыки «Волшебной флейты» поразительно.
Но поразительна и ее абсолютная, цельная естественность, играючи снимающая все противоречия. Будь то противоречия в развитии сюжета или противоречивое соседство наивной сказки, балаганного комизма и философской глубины».
Пресс-служба Московской филармонии
«Чудо «Волшебной флейты» заключается в том, что великая, одухотворенная музыка Моцарта превратила вторичную и путаную сказку Шиканедера в многомерное и при этом абсолютно цельное творение с неисчерпаемыми возможностями для интерпретаций.
«Волшебная флейта» изначально универсальна и демократична, это опера для всех: для детей и взрослых, для знатоков и любителей. Она дружелюбно открывается каждому по мере его возможностей, жизненного и художественного опыта. Ребенка приведет в восторг битва со змеем, развеселит человек-птица Папагено, заворожит красивая и грозная Царица ночи.
Кому-то будут интересны вписанные в «Волшебную флейту» масонские ребусы и отсылки к египетским древностям. Кто-то придет на спектакль в предвкушении верхнего фа в знаменитой арии Царицы ночи и нижнего фа в менее знаменитой, но не менее гениальной арии мудреца Зарастро. Переливаясь многочисленными гранями, «Волшебная флейта» в своей сердцевине сконцентрирована на одной теме — теме человека. Это опера о его достоинствах и слабостях, о его духовных исканиях и тяге к земным утехам, о его чувствах, главное из которых, конечно, любовь. За два месяца до собственной кончины тридцатипятилетний Моцарт подарил миру одно из самых жизнерадостных и поэтичных своих сочинений, и хотя тень смерти нет-нет да и мелькнет в светоносной музыке «Флейты», непреложной остается провозглашенная в этой опере-притче победа красоты, добра и истины», — Христина Батюшина