Практикуйте!


Йога Журнал побеседовал с Санджаем Тивари — Мастером саундхиллинга из Индии, основателем собственной школы йоги. 3 мая Санджай принимает участие в 24 Международной Конференции Йога Журнала со мастер-классом с поющими чашами.
Санджай практикует традиционный тибетский метод звуковой терапии. Несколько лет он провел в знаменитом ашраме Ошо в городе Пуна, где ему удалось пообщаться с лучшими мастерами и многому у них научиться. Санжей обладает знаниями нумерологии, карт Таро, ароматерапии. Умеет глубоко чувствовать человека, а бесценный практический опыт в работе с людьми позволяет подобрать подходящий способ индивидуального исцеления. Мастер оказывает помощь людям и передает весь спектр исцеляющей энергии звука во время своих практик.
Расскажи о себе, Санджай.
Меня зовут Санжай Тивари, моё духовное имя Прем Нирав. Я саньясин Ошо. Я родился в Пуне, по образованию юрист. В конце 90-х я познакомился с учением Ошо. Один раз друзья пригласили на новогоднюю вечеринку в Ашрам Ошо на вечеринку. Мне попался журнал «Ошо», который выпускается в Ошо-комьюнити. Я был был впечатлён журналом, заинтересовался.
Тебе был близок духовный поиск?
Я с детства знаком с духовным миром. Вся моя семья из касты браминов. Мы из Варанаси. И у папы, и у дедушки есть линия передачи знаний и практик браминов. С детства я путешествовал по святым местам с отцом.
Но когда я попал в Ошо Ашрам, я действительно почувствовал, что это мой путь. Что медитация Ошо для меня. Я понял, что буду праздновать свою жизнь, как ученики Ошо празднуют медитацию. Это как раз то, что мне откликнулось всем сердцем.
Как ты пришел к саундхиллингу?
В конце 90-х около ашрама Ошо я встретил своего первого учителя по тибетским исцеляющим чашам.
Это был тибетский монах. Из тех, кто бежали из Тибета и попросили убежища в Индии вместе с Далай-Ламой в Дарамсале. Он жил там вместе с Далай Ламой. И через несколько лет он приехал в Пуну, в Ашрам Ошо, чтобы познакомиться с его учением. Учителю было 75 лет на момент нашего знакомства.
Я был очень заинтересован тем, как он играл на чашах: это было так медитативно. Я впечатлился и спросил его, можно ли научиться этой игре.
Учитель сказал да. Но мне нужно будет приехать к нему в Дерамсалу.
Я согласился. Но ехать один я не мог.
Как так? Почему?
В нашей семье мне это не было позволено. Меня оберегали: мне передавалась духовная браминская традиция семьи, на меня возлагались большие надежды. Меня охраняли, со мной всегда с ним кто-то был.
Если мне куда-то было нужно, меня вёз водитель. На вечеринку можно было только один раз в год на Новый год. Я не ходил по общественным мероприятиям.
В Дхарамсалу поехал с сестрой Майей.
Там 10 дней обучения не было. Монах проверял меня. Мы просто жили вместе, ели, пили чай, гуляли, медитировали, гуляли, смеялись. Учители тестировал, готов ли я обучаться, смотрел на мой темперамент, насколько я внимателен, хватает ли внимания, терпения.
Сколько лет тогда тебе было?
17−18 лет.
Ты продолжил посещать ашрам Ошо и учиться там?
Да, конечно.
Примерно то же время я встретил Ма Дхарам Джоти, которая была одной из первых саньясинок (учениц) Ошо. От нее я получил саньясу (духовное посвящение)и духовное имя. Она до сих пор известна, жива и здорова, ей около 80 лет, у неё много книг на русском языке.
Почему ты, Санджай, выбрал именно саунд-хилинг и чаши в качестве основной практики?
Когда я находится в процессе обучения у своего учителя, я увидел, что звучание это терапия, а не только расслабление.
Мой отец доктор Аюрведы. Я знаю, насколько важна терапия. Плюс ко всему к тому времени я завершил два уровня целительства Рейки. Это Ошо-Рейки — нео-рейки. Моя мама тоже учила Рейки в ашраме Ошо (умерла в прошлом году в возрасте почти 80−90 лет).
Я пробовал и другие практики — в том числе нумерологию, Таро. Но саундхиллинг это то, что созвалось в душе, в сердце.
Расскажи о своей школе саундхиллинга.
Мы с сестрой основали школу в 2008 году в Пуне, рядом с парком Корегаон (известное место). Назвали Майя — в честь сестры. А в 2013 году рядом случился большой пожар в большом торговом Молле рядом с нашей школой. Торговый центр сгорел и все было уничтожено. Школа тоже.
Что было дальше?
А в 2014 году сестра с мужем приехали в Свами Рамана ашрам в Ришикеше. Решили там остаться. Открыли небольшое кафе. Пригласили меня, но я не захотел туда ехать.
Как-то раз, будучи в Дхарамсале — это тоже Гималаи, как и Ришикеш — я опоздал на самолет из Чандигарха (ближайший аэропорт) в Пуну.
Сестра предложила заехать в Ришикеш на 2−3 дня. Сначала я решил пробыть там — на берегах Ганги — примерно неделю, но остался на месяц, потом на два месяца, потом на три. В конце концов решил, что хочу остаться в Ришикеше навсегда.
И ты решил открыть здесь школу саундхилинга?
Да. Это уже была история новой школы, вновь открытой в Решекеше. Называется она так же — Майя.
Туда можно туда попасть любому человеку?
Я принимаю всех, кто хочет учиться. Вне зависимости от вероисповедания, пола, расы, касты. У нас могут учиться христиане, мусульмане, буддисты. Все. Не только индуисты. У нас можно приобщиться к различным методам исцеления, рейки, заняться медитацией или саундхилингом.
Ты много путешествуешь по миру с чашами. Бываешь в России. Почему ты выбрал Россию среди прочих стран?
Я путешествовал по Европе, был в Сингапуре, Бали, Малайзии, Гонг-Конге.
С Россией у меня связан удивительный случай, который и определил выбор. Россия любимая страна.
В 2017 году в Ришикеш приехал врач из России с женой, у них не было детей. Они с определенным недоверием относились к исцелению тибетскими чашами. Я пригласил их на сессию, провел несколько сеансов звукотерапии.
Уточню, что это был достаточно взрослый мужчина, известный доктор. Он был так впечатлен, что он сказал: «Санджай, ты обязательно должен приехать в Россию! Я хочу, чтобы ты провел такие же сессии всем моим друзьям, знакомым, и родственникам, потому что это что-то удивительное».
Они смогли завести ребенка?
Да. Жена этого доктора через какое-то время забеременела, у них двойняшки. Как они сами сказали: у них теперь есть крылья.
А почему тебе нравится Россия?
Люди из России очень открыты к медитации, к духовному пути, к познанию себя, к различным духовным практикам.
В России я чувствую себя, как дома, и всегда рад приехать и передавать свое учение.
Твое любимое русское блюдо?
Вареники с картошкой и сметаной.
Сметана! Она из моего сердца. Когда я был очень маленьким, бабушка давала мне в школу тиффин (набор для полдника из нескольких блюд). Там были молочный крем и йогурт. Я это ел почти каждый день.
Когда я приехал в Россию и попробовал сметану, я был в восторге: это был соус из детства. Это всегда напоминает мне о детстве, я очень радуюсь.
А какие любимые индийские блюда от мамы или бабушки?
Я люблю панир. Обожаю тыкву. Зеленые овощи и много зелени. Еда для меня — это как медитация.
Твои пожелания для читателей Йога-журнала и гостей 24 Международной Конференции Йога Журнала.
Йога Журнал — это то место, где каждый читатель может получить огромное количество информации от разных мастеров. Иначе нужно было бы изучать очень много информации в интернете.
Очень хорошо, что с Йога Журналом есть такая возможность — сократить период исследования, получать экспертную информацию из первых рук, от ведущих мастеров не только в России, но и мира. А Конференция — это квинтэссенция знаний и опыта.
Практикуйте! Если хотя бы один процент из той информации, которую вы получаете, вы превратите в постоянную практику, то это уже будет победой. И если вы пропустите это не только через ум, но и через сердце, практика станет вашей жизнью.
Алёна Антонова и Роман Голубицкий.