Четыре дня с Гуруджи | Йога Журнал

Четыре дня с Гуруджи

Честно говоря, мы и не думали, что у нас получится. Идея пригласить Айенгара в Москву первые несколько дней казалась весьма дерзкой, однако абсолютно несбыточной фантазией. Все-таки 90 лет – не шутка. А перелет из Индии – не самый близкий путь, тем более для человека в таком почтенном возрасте. Но, как известно, попытка – не пытка. И мы все же решили попытаться: вручили нашему арт-директору Наташе Балакиной, которая собиралась в Институт Айенгара в Пуне, письмо с приглашением и зажали кулаки на удачу. Первый ответ Гуруджи был отрицательным. Он улыбался, качал головой и говорил: «Not possible, not possible». («Спасибо, но это невозможно».) Вскоре после этого состоялось празднование юбилея Гуруджи, и в Пуну приехала целая делегация из России поздравить учителя. И Айенгар снова получил приглашение приехать к нам. На этот раз Гуруджи ответил: «Может быть» – и где-то вдалеке замаячила робкая надежда. Дальше события развивались очень быстро. Радостная новость, поверить в которую было трудно: Айенгар дал согласие! Он приедет! И на все про все у нас есть месяц – какие-то 30 дней, чтобы организовать поистине исторический визит. И мы справились.

Прилетел Гуруджи, как и полагается человеку такого масштаба, с целой свитой. Шесть ближайших учеников из Индии, внучка и два внука плюс ученики (а для нас старшие преподаватели йоги Айенгара) из Европы и Америки: Манусо Манос из Сан-Франциско, Патчи Лизарди из Мадрида, Фаек Бирия из Парижа и Кле Соурен из Амстердама. Кроме того, из Сан-Франциско в Москву приехал и основатель Yoga Journal Джон Аббот.

В первый же день состоялся ужин с российскими преподавателями йоги Айенгара и старейшими учениками Гуруджи, с теми, кому посчастливилось попасть на семинары мастера в его первый визит в Москву 20 лет назад. На следующее утро была пресс-конференция, на которой Гуруджи ответил на вопросы московских журналистов из разных изданий и которую, кстати, смогут увидеть все желающие на наших DVD с подробным отчетом о мастер-классах. После встречи с журналистами Айенгар отправился отдыхать, а остальные гости поехали на Красную площадь. Проведя на главной площади страны энное количество времени и, откровенно говоря, порядком замерзнув, уставшие, но довольные, мы вернулись в гостиницу. Гостей ждали ужин и отдых, ведь назавтра снова важные и волнующие мероприятия. Впрочем, первое из них волнующим стало скорее для учеников и преподавателей московских студий йоги Айенгара. Вся делегация в полном составе во главе с Гуруджи посетила два центра: студию «Натараджа» и Студию йоги Айенгара на Арбате.

Встречать Гуруджи, его учеников и внуков в аэропорт приехала целая делегация: команда Yoga Journal во главе с Джоном Абботом и преподаватели йоги Айенгара.
В Москве Гуруджи посетил два центра: студию «Натараджа» и Студию йоги Айенгара на Арбате. Думается, эти занятия надолго запомнятся тем, кому посчастливилось прийти в этот день в класс. Ведь первое, что делал Айенгар, входя в зал, – это принимался учить лично.

Думается, эти занятия надолго запомнятся тем, кому посчастливилось прийти в этот день в класс. Ведь первое, что делал Айенгар, входя в зал, – это принимался учить лично. Сложно сказать, впрочем, запомнились ли ученикам инструкции Гуруджи: на лицах читался восторг, глаза светились любовью, и, кажется, вся энергия была брошена на то, чтобы поверить в реальность происходящего. С другой стороны, инструкции эти были настолько четкими, а сама энергия мастера настолько сильной, что создавалось ощущение, что его слова проникают прямо в сердце. Ну а затем конечно же были чествование дорогого гостя, угощения, просьбы подписать книги, фото на память – и снова попытки поверить в то, что все это не сон.

Вечером того же дня нас ждал торжественный прием в Индийском посольстве, устроенный послом в честь визита Гуруджи. Гостей собралось много: преподаватели, ученики, известные люди, практикующие йогу и просто сочувствующие. Сказав приветственную речь, виновник торжества расположился в кресле. А гости подходили один за другим, чтобы выразить благодарность и почтение, получить благословение. Ну и, конечно, все с удовольствием общались между собой. Вечер получился торжественным, но одновременно непринужденным и очень теплым.

Гуруджи с внуками и учениками

Иосиф Пригожин, Валерия, Б.К.С. Айенгар

Эллен Фербеек, Дерк Сауер, Б.К.С. Айенгар

Посол Индии Прабхат Пракаш Шукла

Б.К.С. Айенгар и Ксения Собчак

Фаек Бирия, Джон Аббот, Григорий Ковриженков

Артемий Троицкий

Б.К.С. Айенгар и Наина Ельцина

Дарья Веледеева

Б.К.С. Айенгар и Андрей Малахов

Ольга Игнатьева, Виктор Коровин, Хатуна Кобиашвили, Владимир Ананьев

Дмитрий Маликов

И вот наконец на следующий день началась сама конференция – то, ради чего в Москву съехались ученики со всей России и из других стран. И неудивительно: возможность провести 4 дня с мастером была по-настоящему уникальной. Впрочем, как именно Гуруджи построит уроки, мы представляли лишь примерно. Много ли он будет говорить, или доверит занятия своим ученикам? Будет ли давать подробные инструкции, или ограничится редкими комментариями? Но то, в чем нам предстояло принять участие, превзошло все ожидания. Айенгар был невероятно энергичен. Он давал уникальные объяснения, рассказывая о вещах, которые, по его же собственным словам, никогда раньше не озвучивал. Каждую трехчасовую сессию асан он практически полностью вел сам, требуя от ассистентов, которым иногда все же давал слово, предельной точности и четкости. Ассистировать Айенгару, кстати, – серьезное испытание. Но если российским преподавателям доставались только строгие выговоры, то индийским ученикам Гуруджи, демонстрирующим асаны, порой доставались и тумаки: «Я лично учу вас столько лет, а вы так ничего и не усвоили! Я стар, зачем вы тратите мое время, если все равно не слушаете меня?!» Да, Гуруджи оказался грозным и требовательным учителем. Но это особая строгость. Не та, что заставляет дрожать от страха и терять волю. Она помогает внутренне собраться и полностью сосредоточиться на происходящем – сначала на словах гуру, а затем на собственном теле.

Ведь в момент, когда тебе отдают уникальные, накопленные и систематизированные за десятилетия глубочайшей практики знания, у тебя просто нет права отвлечься даже на секунду. «Мы всегда учимся у Гуруджи, – рассказывает внучка Айенгара Абиджат. – Речь не о том, чтобы получить инструкции в классе по выполнению Триконасаны. Даже совместный обед с Гуруджи иногда может быть уроком. Он не только в классе является мастером йоги – для него это образ жизни. И йога, которой он учит, не в том, чтобы правильно выполнить Триконасану. Это действительно сама жизнь. Истинная йога – это когда, что бы ты ни делал, ты делаешь абсолютно честно, с полной отдачей и погруженностью». Разговаривая с Абиджат, мы не могли не воспользоваться случаем и не спросить о том, каков Гуруджи в обычной жизни. «Находиться с ним рядом, жить в одном времени и пространстве – это великая вещь. И вы знаете, когда кто-то так велик, а ты так близок с этим человеком, то до конца не осознаешь масштаб личности. Я вижу его каждый день, разговариваю с ним, мы иногда смотрим телевизор вместе. Но когда ты оказываешься в классе, видишь, как он учит людей, и начинаешь осознавать, кем он является на самом деле. Это производит огромное впечатление.

Вне класса он совсем не требователен к нам, внукам. Но в том, что касается его собственной жизни, он очень дисциплинирован. Он никогда ничего не откладывает на потом: если что-то необходимо сделать сейчас, он сделает это сейчас. Дома он очень веселый, много шутит. И прост в обычной жизни: одежда, которую носит, вещи, которые покупает, – все это очень просто, хотя он великий человек и может позволить себе все что угодно. Еще одно качество, которому стоит учиться у Гуруджи, – оставаться таким простым, будучи настолько великим».

Каждый день после сессии асан в зале выстраивалась длинная очередь из жела­ющих подписать книги, прикоснуться к стопам гуру и получить благословение. Затем все отправлялись на перерыв, во время которого можно было перекусить в кафе «Джаганнат», побродить по выставочной зоне и приобрести материалы и одежду для практики, аюрведическую косметику, чай, книги и диски. Затем следовала сессия пранаямы, которую вели, предварительно получив подробные инструкции от Гуруджи, старшие преподаватели.

На второй день конференции, в пятницу, помимо занятий был намечен концерт. Открылся он выступлением маленьких йогов из школы YogaKids, затем было йога-шоу, подготовленное ведущими российскими преподавателями Московского Центра йоги Айенгара, и в заключение индийские танцы. В субботу же прошел показ фильма о ярком и нелегком жизненном пути Гуруджи «Прыжок веры».

Завершилась конференция на следующий день сессией вопросов и ответов. Гуруджи отвечал на вопросы учеников, которые собирались в письменном виде в течение трех дней. Конечно же вопросов накопилось много, и задать их все мы просто физически не успели. Но на те, что остались без ответа, Гуруджи пообещал ответить по почте, и в одном из ближайших номеров мы их обязательно опубликуем.

Что сказать в заключение? Мы счастливы! И бесконечно благодарны господину Айенгару за то, что он принял наше приглашение. За то, что сделал эти дни такими яркими и незабываемыми. Впрочем, если честно, мы все еще пытаемся поверить в реальность всего, что произошло.