День полнолуния Ил (II Full Moon Poya Day)
Шри Ланка: Коломбо, Бентота, Негомбо, Галле
о мероприятии
5 ноября 2025 года на Шри-Ланке будет отмечаться День полнолуния Ил (II Full Moon Poya Day). Этот день также знаменует окончание сезона дождей. Сам буддистский праздник невероятно красочный с вдохновляющим шествием танцоров и барабанов.
День полнолуния (Full Moon Poya Day) - буддийский праздник, отмечается в республике Шри-Ланка 12 (в некоторых случаях 13) раз в год, каждый день Пойа (или Поя) имеет свое название. Сам термин "Пойа" произошел от слияния двух слов на санскрите и пали: "upa" + "vas" = Upasatha. Иногда бывает два дня Пойа, в этом случае Пойа день будет иметь в названии приставку Адхи - "Adhi".
Еще до прихода буддизма на Шри-Ланку древние аскеты отводили день полнолуния для отвлечения от мирских дел и занятий духовной практикой. Будда принял эту практику и именно вследствие этого в настоящее время сложилась традиция чтения буддийских текстов и комментариев (Бана) в монастырях и храмах в эти дни. Традиция празднования дней Пойя в Шри-Ланке была начата с приходом буддизма в 247 году до нашей эры для укрепления связей между Сангхой (монашеской общиной) и мирянами.
Во времена Будды в древней Индии было три времени года:
- зима (хемантха),
- лето (гимхана),
- сезон дождей (вассана).
Теперь с Эсала Пойа (Esala Pura Pasalosvaka Poya) начинается период уединения у монахов Vas, который длится 4 месяца до Вап Пойа (Vap Pura Pasalosvaka Full Moon Poya Day). В течение этого периода монахи занимаются духовными практиками, оставляя повседневную социальную работу, в это время они не покидают пределов монастырей и храмов. В Пасалосвака входят дни полнолуния Пойа (Pasaloswaka Poyas): Эсала, Никини, Бинара и Вап.
В период дождей монахи остаются в помещении, проводя ретриты и сосредотачиваясь на занятиях медитацией, также они присутствуют на религиозных мероприятиях, проводят проповеди и открытые дискуссии по Дхарме в храмах. Традиция проведения ретритов в сезон дождей практикуется в странах, исповедующих буддизм Тхеравады, таких как Таиланд, Шри-Ланка, Мьянма, Камбоджа, Вьетнам и т.д.
В течение периода Вассаны верующие собираются в местах, где находятся практикующие монахи (Bhikkus) и помогают им с жизнеобеспечением. Эти действия мирян приводят их к накоплению особых заслуг и являются проявлением взаимосвязи монахов и мирян.
Окончание сезона дождей, означающее и окончание периода уединения у монахов, называется Вассана Самайя (Vassana-Samaya), завершается церемонией под названием Катина Чеварайя (пали) ("Katina Cheevaraya"), а также красочным шествием с участием танцоров и барабанщиков.
Конец сезона дождей (Wassana), начавшегося в Эсала Поя, окончание периода уединения у монахов; начало распространения буддизма 60 последователями Учения по миру; Vivarana - объявление о грядущем Будде Майтрейа
Йога Журнал рекомендует к посещению в этот день местные храмы и монастыри.
Где:
- Коломбо, Бентота, Негомбо, Галле


