Гайд по стилям йоги. Раджа-йога

Гайд по стилям йоги. Раджа-йога

Раджа-йога (Rāja yoga, букв. «царская йога» или «царственная йога») известна как классическая йога – это школа медитации в индуизме. Название возникло в XIV веке, хотя концепция раджа-йоги описывается в труде «Йога-сутры Патанджали» (II в. до н. э. – I в. н. э.).

Основная цель раджа-йоги – контроль ума посредством медитации (санскр.: ध्यान – [dhyāna] / [jhāna]), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения (санскр.: मोक्ष – [mokṣa]). Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют «аштанга-йогой» (санскр.: अष्टाङ्गयोग – [aṣṭāṅgayoga] – «восьмиступенчатая йога»).

Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога прадипике» (санскр.: हठ योग प्रदीपिका – [haṭhayoga pradīpikā] – «объяснение хатха-йоги») для установления отличия школы.  основанной на «Йога-сутрах» от нового (на то время) течения в хатха-йоге.


В XX веке термин также начал использоваться в 1938 году «Брахма Кумарис» (хинди: प्रजापिता ब्रह्माकुमारी ईश्वरीयविश्वविद्यालय – [prajāpitā brahmākumārī īshvarīyavishvavidyālaya] – Всемирный духовный университет «Брахма Кумарис») для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Однако раджа-йога «Брахма Кумарис» представляет собой упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали.


Раджа-йога так называется потому, что она прежде всего направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психофизической структуры человека, который, сознательно или нет, следует его [ума] приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами.


Свами Сатчитананда (1914 – 2002 гг.) говорит по этому поводу: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений – он станет спокойным и неподвижным, и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“».

В самом начале «Йога-сутр Патанджали» (1.2) утверждается योग: चित्त-वृत्ति निरोध: – [yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ] – «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому निर्बीज – [Nirbīja] (санскр.: «отсутствие семян (аффектов)»), в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.


Практики, которые обеспечивают для человека возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя и остальные виды йоги, но одновременно и находится в стороне от них, побуждая ум избегать сосредоточения на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов.


Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана (साधना – [Sādhanā]) начинается с обучения управлять умом, хотя определенные минимальные практики асан (преимущественно для медитаций) и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней, или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой:

1. Яма (यम – [yama]) – этика и самоконтроль, регулирующие поведение по отношению к другим – состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграх а(отсутствие алчности).


2. Нияма (नियम – [niyama]) – внутренняя дисциплина – заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), иишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему).


3. Асана (आसन – [āsana]) – поза, подготавливающая тело к медитации, – укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряженности и медитацией.


4. Пранаяма (प्राणायाम – [prāṇāyāma]) – управление дыханием и жизненной энергией – прана означает «жизненная сила», а «яма» – контролировать, управлять.


5. Пратьяхара (प्रत्याहार – [pratyāhāra]) – отстранение от внешних объектов – дает внутреннюю духовную силу, позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.


6. Дхарана (धारणा – [dhāraṇā]) – сосредоточение ума – умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.


7. Дхьяна (ध्यान – [dhyāna]) – непрерывная медитация и глубокое размышление – сведение до минимума удовлетворения телесных нужд и управление страстями. Вайрагья (отречение от страданий и наслаждений материального мира) помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации так же, как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят негативные мысли, нужно не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потере внутренней энергии. Чем больше прилагается усилий, чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность, и здесь, несомненно, важна роль регулярности практики.


8. Самадхи (समाधि – [samādhi]) – состояние полного единения и сверхсознательного покоя – конечная реализация йогина, которую можно назвать просветлением; препятствия и блуждания ума устраняются, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте [Брахман]. То, что необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это: авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага (симпатии), двеша (антипатии), абхинивеша (привязанность к материальной жизни).


Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие – принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трех высших ступеней называется самьяма.

 

राजयोगः समाधिश्च उन्मनी च मनोन्मनी | अमरत्वं लयस्तत्त्वं शून्याशून्यं परंपदम || ३ ||

अमनस्कं तथाद्वैतं निरालम्बं निरञ्जनम | जीवन्मुक्तिश्च सहजा तुर्याचेत्येक-वाचकाः || ४ ||

सलिले सैन्धवं यद्वत्साम्यं भजति योगतः | तथात्म-मनसोरैक्यंसमाधिरभिधीयते || ५ ||

यदा संक्ष्हीयते पराणो मानसं च परलीयते | तदा समरसत्वं चसमाधिरभिधीयते || ६ ||

तत-समं च दवयोरैक्यं जीवात्म-परमात्मनोः | परनष्ह्ट-सर्व-सङ्कल्पःसमाधिः सोऽभिधीयते || ७ ||

 

[rājayogaḥ samādhiś cunmanī ca manonmanī | amaratvaṃ layastattvaṃ śūnyāśūnyaṃ paraṃ padam || 3 ||

amanaskaṃ tathā dvaitaṃ nirālambaṃ nirañjanam | ajīvanmuktiś ca sahajā turīyā ceti ekā avācakāḥ || 4 ||

salile saindhavaṃ yadvat sāmyaṃ bhajati yogataḥ | tathā ātma-manasor aikyaṃ samādhir abhidhīyate || 5 ||

yadā saṃkṣīyate prāṇo mānasaṃ ca pra-līyate | tadāsamarasatvaṃ ca samādhir abhidhīyate || 6 ||

tathā ātmanaś ca dvayor aikyaṃ jīvātma-paramātmanoḥ | pranaṣṭa-sarva-saṅkalpaḥ samādhiḥ so 'bhidhīyate || 7 ||]

 

Раджа-йога, самадхи, унмани, маноманмани, амаратва, лайя, татва, сунья, асунья, парама пада, аманаска, адвайта, нираламба, ниранджана, дживанмукти, сахаджа и турия обоз-начают одно и то же состояние бытия.

Подобно тому, как соль, растворенная в воде, становится с ней единым целым, так и союз Атмана и Манаса [разума] называется самадхи. Когда дыхание останавливается и разум становится спокойным, они сливаются в союзе, называемом самадхи. Это равенство, это единение двух, живого «Я» и абсолютного «Я», когда все желания исчезают, называется самадхи.

 

Хатха-йога Прадипика, 4.3 – 4.7

Автор – Николай Михалёв, редактор издатель журнала «Индия», психолог.