Что такое грантхи (узлы) и что означает развязывание грантхи?


Утверждается, что, поднимаясь вверх по позвоночнику, Кундалини должна пройти («пронзить») через три узла. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным «Я». Первый иногда называют узел Брахмы, второй – узел Вишну, а третий – узел Шивы (Рудра-грантхи). В разных текстах и традициях указывают различные места локализации грантх.
Согласно Хатха-йога прадипике, брахма-грантха находится на уровне анахаты, вишну-грантха – вишуддхи, рудра-грантха – аджны, им соответствуют разные уровни пустоты (шунья) и прохождение четырех авастх (состояний, которые обретаются практиками пранаямы или лайя-йоги), а именно: арамбха, гхата, паричая и нишпати-авастхи. Последняя авастха - над всеми грантхами.
Сразу стоит определить, что такое грантхи, так как никто об этом, как правило, ничего толком не говорит. Грантхи – это сила Шакти в состоянии феноменальности, сила в виде трех ямал (союз) Божеств: Брахма-Сарасвати, Вишну-Лакшми и Рудра-Кали. Каждое такое Божество может рассматриваться и как трансцендентное, и как имманентное, например, вы можете сказать, что все Боги – это формы Шивы, или все Боги – проявления Вишну.
Но не думайте, что эти силы ограничены индийским пантеоном и ещё какими-либо ортодоксальными системами различной веры; силы существуют в природе и просто в разных явлениях, внешне никак с религиозными культами не связанными. Инертность, движение, равновесие присутствует во всем. В Кубджика-мата Тантре «грантхи» используются как обозначение понятия той или иной пустоты. Иначе говоря, «грантхи» – это акаша, а акаша – это не просто пустота, а ещё и то, что её наполняет.
Соответственно, когда Горакшанатх говорит о вьомах (пространствах), то он не говорит о том, что эти вьомы все «никакие», а говорит, что они, например, подобны яркому свету миллионов солнц, подобны истинной сущности Атмана (таттвакаша) и т.д. Это нечто, что находится в пустоте, хотя тоже в каком-то смысле является и само по себе пустотой. К примеру, в пустой комнате могут находиться стол, стулья, шкаф, кровать и т.д., они все как бы в пустоте, ваша комната встроена в пространство квартиры, квартира – в пространство всего жилого помещения и т.д. Есть пространство большого здания с множеством подпространств в нем. Небоскреб своим полным пространством охватывает все эти подпространства, так получается нечто собранное одним пространством – «грантхи».
Почему грантхи считаются препятствием в полном прохождении Кундалини-шакти?
Потому что Кундалини – это «четана» – наше сознание, оно не может видеть небоскреб, ведь мы не понимаем, что он в пустоте, мы видим его то с одной стороны, то с другой, а можем зайти внутрь и заблудиться. Но йог видит его целостно, весь феноменальный мир грубых элементов видит как энергию, которая не постоянна, в которой происходит «чалана» (движение).
Вся материя – это разные состояния пустот, а великая пустота, на самом деле, есть переполненность. Например, когда вращается колесо велосипеда, мы не видим отдельно каждой спицы, а видим просто единую массу, которая вращается, но все потому, что скорость их движения такова, что все эти спицы нам кажутся просто чем-то однородным. Так и пустота: из-за движения в ней она кажется нам однородной, но это не так.
Т.е. грантхи – это великие узлы, разные пересечения потоков энергий, движимых в том или ином пространстве. Когда наступает такое осознание, Кундалини в виде нашего ограниченного сознания пробуждается и сознание становится безграничным, подобно великой пустоте оно охватывает всю имманентную реальность. Для такого трансцендентного сознания больше нет никаких узлов, тексты говорят о том, что они развязываются, множественность больше не формирует ограниченного восприятия.
Узлы (грантхи) везде в книгах описывается слишком упрощенно, не оставляя шанса большинству людей понять, что такое развязывание узлов и пробуждение Кундалини, раскрывающей йога-сиддхи. Многие говорят, что это «преграды» на пути восхождения Кундалини, и, в принципе, в книгах по йоге можно найти информацию, что они воплощают собой разного рода клеши.

Однако почти нигде не говорится, почему же у грантх два контекста: один – что это клеши, а другой – что грантхи – это божественная сила солнца, луны и огня. Здесь все объясняется тем, что майя двояка, она проявлена и как Махамайя, и как Махавидья. С одной стороны, она есть, собственно, Майя, но с другой стороны, она – и дхарма, и адхарма. Без Шакти Парамашива не проявится в форме Рудры, Вишну и Брахмы. Получается, что изначально Шива и Шакти едины и Шива всегда остается трансцендентным Шивой, даже когда он в своих формах – сришти, стхити и самхары (творение, поддержание и разрушение).
Соответственно, из сказанного логически можно вывести, что, даже раскрыв трансцендентную реальность за формой Брахмы или Вишну, вы автоматически способны познать реальность Рудры. Например, кто-то может пробудить Кундалини посредством поклонения Вишну, кто-то – Шиве, а кто-то может даже не знать на уровне теорий, что такое Кундалини, быть христианином, к примеру, но тоже пробудить эту силу. Ведь она не обязательно должна быть проявлена в виде мурашек по позвоночнику, верующий может чувствовать просто духовный подъем, восхождение сознания к более чистому уровню. Сиддхи были всегда во всех традициях, просто другие предпочитали Кундалини не определять таким термином.
Итак, грантхи – условны, точно так же, как и места их локализации в теле разные согласно разным текстам. И прежде чем их развязывать, нужно понимать, чем они являются, иметь представление о них. Грантхи связаны с тремя токами, которые пронизывают все тело, всегда где-то какая-то одна из этих энергий доминирует, а где-то – другая, и локальность может меняться.
Развязать узлы – значит просто-напросто прийти к состоянию равновесия этих трех токов во всем теле, в чем также могут помочь бандхи и мудры. Кто-то может верить, что брахма-грантха находится в муладхаре, кто-то – что в набхи или хридайе, все это не столь важно. Суть не в каких-то конкретных представлениях, а в том, что все они – проявление различных «бандхан» – ограничений, порожденных несовершенством, причина которого – невежество, майя, как часть силы Абсолюта.
Александр Деда по материалам книги Йоги Матсьендранатх Махараджа. Традиция Натхов.


