«Я-сообщение» - один из путей решения межличностных разногласий любого уровня

Я-сообщение: уметь выражать свои чувства на благо себе и другим

Межличностное общение - тонкий лёд. Вправо-влево, и возникает недопонимание, которое приводит либо к замыканию и молчанию, либо к конфликтам разной степени. Ни первое, ни второе не даёт понимания и решения вопроса. В конфликтной ситуации мы привыкли выдвигать претензии и обвинять другого. Оставить всё, как есть, - это подмести «мусор под коврик». Через время такая ситуация повторится.

Возникшее недопонимание или конфликт всегда нужно разрешать, и будет хорош тот момент, когда эмоции чуть улягутся. Один из путей решения межличностных разногласий любого уровня (супруги, партнеры, друзья, дети, коллеги, соседи) - это «я-сообщение».

Термин «я-сообщение» (или «я-высказывание») придумал американский психолог Томас Гордон, который в 60-х годах 20 столетия занимался психотерапевтической работой с детьми. По итогам этой работы он написал книгу, которая называется «Тренинг эффективного родителя».

Главным в «я-сообщении» является высказывание своих чувств о происшедшем и объяснение их другому. Обычно же мы начинаем выяснение отношений с обвинений и претензий. «Я-сообщения» не так сложны, как может показаться, если приобрести этот навык в общении.

conversation-7059924_1280.jpg

Каковы элементы «я-сообщения»?

  1. Коротко и точно опишите событие, из-за которого вы хотите завести разговор.
  2. Назовите чувства и эмоции, которые испытали в связи с этим событием. «Я чувствую, что…». «Я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
  3. Объясните другому свои чувства: «…из-за того, что …». «…, потому что…».
  4. Пожелание. Предложите вариант развития событий. Изложите свой взгляд на ситуацию.
  5. Планирование. Этот пункт не обязательный, однако стратегический. Коротко и четко скажите, что намерены делать дальше.

«Я-сообщения» могут быть коварны и манипулятивны, если:

  1. После выражения своих чувств начинают обвинять собеседника в произошедшем. «Я чувствую опустошенность от произошедшего. Ты и только ты во всем виноват!»
  2. Применяются обобщения и «навешивание ярлыков» к собеседнику. «Все вы неблагодарные, будете всю жизнь бездарями никчемными».
  3. Используются оскорбления. «Я злюсь, что ты мне доставил эти неприятности! (далее идут оскорбления)».
  4. Выражаются эмоции в грубой форме с угрозами. «Я в полной ярости! Я в негодовании! Я тебя сейчас (далее идут угрозы)». 
couple-3462521_1280.jpg

Пример «я-сообщения»

Я хотела бы поговорить с тобой о наших совместных планах.

Мы живем три года вместе, и мне хочется определиться, что дальше в наших отношениях. Я чувствую, что между нами «повисло молчание» в этом вопросе.

Мы доверяем друг другу и говорим о наших чувствах открыто, поэтому мне неприятно, когда этот вопрос не поднимается.

Я хотела бы определиться, как дальше планировать свою жизнь - совместно или брать направление на свои личные задачи.

Моё предложение - не откладывать этот вопрос и обсудить его на выходных, чтобы принять решение.

Пример той же ситуации без «я-сообщения».

Слушай, мы живем три года вместе! Ты тратишь моё время своим молчанием. Что мы собираемся делать дальше - жениться, разбегаться, планировать детей, покупать квартиру?! У всех всё понятно, только не у тебя. Я устала! Ты вечно только молчишь! Или я тебе не подхожу? Скажи хоть что-то!

Уметь выражать свои чувства в ситуациях недопонимания, разногласий и конфликтов - это навык, который нарабатывается практикой. Поэтому от конфликтов, обид и молчания идём к решению вопросов через «я-сообщения».