Восприятие реальности: авидья
Авидья - одна из важнейших концепций философии йоги. Авидья переводится с санскрита как отсутствие знания, неведение, неправильное понимание. Наше восприятие действительности, находящееся во власти авидьи, приводит к тому, что мы постоянно сталкиваемся с проблемами.
Если мы понимаем, каким образом создаём себе проблемы, то можем научиться от них освобождаться.
Авидья - это совокупный результат всех наших неосознанных поступков: механических действий и механического восприятия, которые накоплены нами за много лет. Из-за неосознанных реакций ум попадает в зависимость от привычек. Такая зависимость наших действий и восприятия от привычек называется в йоге сансарой - хождение по кругу. Ум погружается в авидью и «замутняется».
Когда наше восприятие «в тумане», мы обычно не в состоянии осознать это сразу. Авидье присуще оставаться невидимой. Однако можно выявить проявления авидьи.
Первое проявление - асмита (эго). Это то, что заставляет нас думать: «я самый великий», «я лучше других», «я во всём прав», «я всё знаю» и т.д.
Второе - это рага (симпатии, привязанности). Очень часто мы хотим сегодня чего-то не потому, что нам это действительно необходимо, а потому, что это было приятно вчера, мы очень привязываемся к чувственным удовольствиям. Нам всё время мало, мы хотим большего и неудовлетворенность в итоге только возрастает. Нам необходимо отдать или отпустить, а мы пытаемся удержать.
Третье проявление авидьи - двеша (антипатии, отстранение от чего-либо). Двеша - это резкое отрицание всего, отвержение нового. Это страх неприятного опыта, если мы сталкивались с трудностями до этого.
Последнее проявление - абхинивеша (желание жить вечно). Проявление этого аспекта авидьи обнаруживается на самых разных уровнях нашей повседневной жизни. Нас мучают сомнения, неуверенность, беспокойство, мы боимся стареть. Это всё «замутняет» ум, восприятие действительности становится искаженным.
Авидья всё время действует в нашем бессознательном через эти четыре проявления, что приводит к постоянному чувству неудовлетворенности. Когда же наше восприятие без искажений, внутри мы чувствуем покой - нет ни напряжения, ни беспокойства, ни страха.
Если поставить себе конкретную задачу по выявлению авидьи в своей жизни и по её трансформации в видью (знание), то можно почувствовать улучшение качества своей жизни во многих аспектах.Здесь уместно будет задаться еще одним вопросом: а как духовно развиваться современному человеку, если он вдалеке от монастырей, не родился в семье практиков, мастер не выбрал его учеником или он не добился его расположения? С чего начать и где искать учителя? Уйти в монастырь, горы или предаться жесткой аскезе? У каждого, конечно, свой путь. Однако, в большинстве случаев, развитие для современного человека – это социум, в котором духовное развитие может проходить наиболее интенсивно.
Отношения с другими людьми являются и критерием развитости, и указателем направления развития. Сознательный подход к этому поможет ускорить тот процесс, который и так проходит большинство людей в процессе жизни. Сложная система потребностей человека определяет тип взаимоотношений между людьми, а количество усилий, необходимых для их удовлетворения - степень развитости конкретного человека. Учителем, у которого можно почерпнуть знания, приемлемые формы поведения и реагирование на жизненные ситуации, может стать для нас любой человек.Практика йоги не ограничивается физическими упражнениями (асанами). Она ведет нас от авидьи (незнания) к видье (знанию) и духовно развивает в любой точке пространства и времени, где мы находимся, конечно, при условии нашей готовности. Без внутреннего огня и желания учиться ничего не произойдёт.