Многообразие языка образов

Многообразие языка образов

В текстах по йоге очень часто используется язык образов, когда через разные образы объектов окружающего нас мира описываются какие-то процессы, происходящие в жизни или в практике йоги, проявление каких-либо качеств высшей или низшей природы или что-либо ещё.

Образы несут в себе значительно больше информации и дают более наглядное описание, чем слова. При этом, один и тот же образ в различных шлоках  или различных текстах, может описывать разное. Далее следуют примеры из «Бхагавад гиты»:

«2.69.  То, что "ночь" – (непробужденное сознание) у всех существ, в том (сознании) пробужден святой, а то (сознание), в котором бодрствуют существа, - то "ночь" – (затемнённое сознание) для мудреца, видящего (Истину)».

Эта шлока описывает отличие сознания обычных людей от сознания пробужденных святых. Обычный человек часто даже не догадывается о находящемся внутри него океане непробужденного сознания, а то поверхностное сознание, в котором он бодрствует, наполнено тьмой невежества. Поэтому оба уровня сознания обычных людей описываются через образ «ночи», поскольку ночь создаёт ассоциацию с темнотой и сном, то есть непробужденностью.

Святой,  входя в состояние сверхсознания – самадхи, пробуждает океан своего непробужденного сознания, находящегося внутри него, и его сознание становится наполненным Светом Высшего Духа, полностью отличаясь от сознания обычного человека. Ещё один пример:

«2.70.  Как океан, наполняющийся входящими в него водами (рек), остаётся неподвижным и устойчивым, так и подобно этому, тот, в кого все желания входят (не нарушая его покоя), Покоя (Разума Брахмана) достигает (единением с Ним), а не тот, кто жаждет исполнения желаний, (связанных с природой Майи)».

В этой шлоке через образ «неподвижного океана» описывается безграничность и неизменность Высшей природы. Образ «реки», показывает ограниченность и движущую силу желаний, которые несут человека куда-то. Желания йога божественны – он хочет соединиться с Духом, чтобы полностью познать самого себя, а затем и стать единым с Высшим Духом, чтобы познать Его природу, и прилагает для этого усилия, практикуя йогу. И поэтому его желания несут его в океан Высшей природы, находящийся внутри него, и в итоге он достигает Его. Если же желания человека связаны с природой Майи, то они уносят его к ней, в противоположную сторону от Высшей природы. Ещё один пример:

«8.17.  Круговорот тысяч пар ("день" – рождение и "ночь" – смерть) заканчивает "день" (рождение в Высшей природе), которым познают Брахмана. И "ночь" - (смерть), присутствующая в (этих) тысячах пар, завершается для них, (эти) люди познали "день" и " ночь".

8.18.  Из "непроявленного" (астрального мира) все люди приходят с наступлением "дня" (рождения), и с наступлением "ночи" (смерти) исчезают в том, что называется "непроявленным".

8.19.  Всё это множество существ, именно появившихся и живущих, исчезает с наступлением "ночи", о Партха, появляясь с наступлением "дня"».

Эти шлоки описывают «вращение колеса сансары» – круговорота тысяч пар рождения и смерти, то есть процесса перерождения в новые физические тела, после смерти старых и пребывания в астральном мире.

Образы «дня» и «ночи» в данном случае создают ассоциацию с приходом и уходом «солнца» – сознания человека, поэтому здесь они означают рождение и смерть. Кроме того, шлока 8.17 описывает процесс выхода из этого круговорота, когда с помощью практики йоги, через единение с Высшим Духом – Брахманом, достигается «рождение» в Его бессмертной Высшей природе. Этим и познаётся Его природа, после чего сам человек становится бессмертным существом, больше не перерождаясь в новые тела, и, обладая на этом уровне огромным могуществом, он может сам создать себе физическое тело, если оно ему понадобится и растворить его после использования.

Еще один пример:

«8.23. И какое время (происходит) невозвращение (в перерождение в новое тело), а также когда возвращаются назад (в перерождение) йоги, отправившиеся (из тела) проходя (через смерть). О том периоде времени (в момент смерти тела) расскажу тебе, о лучший из потомков Бхараты.

8.24.  "Огонь", "свет", "день", "чистый", превзошедший "путь шести лун" – в этом случае, отправившиеся (из тела) люди, (так) познавшие Брахмана, достигают Брахмана, (и не возвращаются в перерождение).

8.25.  "Туман", "ночь" – таким образом "нечистый", (но) знающий "путь шести лун" – в этом случае, йог, достигнув встречи с "лунным Светом" (светом Духа), возвращается (в перерождение)».

Во время смерти физического тела и ухода из него каждый человек видит более высокое Духовное начало находящееся внутри него, и поэтому у него есть возможность взаимодействовать с Ним. Этот опыт может отличаться у разных людей, а также зависит от развитости сознания человека. А поскольку смыслом йоги и является соединение с этим Духовным началом, то этот момент, может быть использован для выхода на новый уровень пробужденности  сознания с помощью навыков, которые человек получает, практикуя йогу.

Шлока 8.24 описывает практику йогов очень высокого уровня, которые при жизни в теле могли легко входить в состояние  сверхсознания – самадхи, видеть Высший Дух, и имеют большой опыт взаимодействия с Ним. Во время покидания тела они также входят в самадхи и соединяются с Высшим Духом, очищая Его светом своё сознание от остатков омрачений и кармы, добиваясь его полной очищенности, и, затем выходя из природы Майи, они достигают Высшей природы. Эта практика здесь описывается в следующих образах: "огонь" – символ пробужденной силы кундалини, которая поднимается по "пути шести лун" – открытому каналу сушумны, который находится внутри позвоночника и в котором присутствуют "шесть лун" – чакр;  "превзошедший путь шести лун" означает что йог поднимается выше "шестой луны" – аджна чакры; "свет" – природа Высшего Духа, йог, погружаясь в этот Свет, очищает себя и выходит за пределы природы Майи; "день" - символ полного пробуждения сознания и "рождения" йога в Высшей природе; "чистый" – качество природы сознания такого йога, полностью освобождённого от тьмы невежества и кармы.

Шлока 8.25 описывает, что происходит с йогами более низкого уровня, которые при жизни в теле не могли входить в состояние самадхи. Поэтому для описания их природы используются другие образы: "туман" – символ тьмы невежества, которое скрывает знание Духа; "ночь" – символ непробужденного сознания, поэтому "нечистый" – не освободившийся от тьмы невежества и кармы.

Йог в своей ежедневной практике делает специальные пранаямы, открывающие канал сушумны, поэтому он назван "знающим путь шести лун". Эти пранаямы описаны во многих текстах по йоге и являются важным компонентом практики йоги. Во время покидания тела, йог этого уровня встречается с собственным Духом и может с Ним взаимодействовать, что может иметь очень благоприятное воздействие на его сознание, несмотря на то, что он не достигает освобождения и опять перерождается в новое тело.

Как итог, если человек не знает смысла образов, то смысл текста останется скрытым или он будет понят неправильно, даже если человек знает санскрит и может перевести с него текст, не говоря уже о том, что необходимо правильно понимать смысл йоги, взаимосвязь практик йоги, и какие процессы возникают во время этих практик на разных уровнях. А учитывая то, что практически все известные тексты по йоге написаны для практиков очень высокого уровня, то разобраться в них самостоятельно, не имея учителя соответствующего уровня практически невозможно. Поэтому в начале многих текстов по йоге написано про поклонение и уважение к Учителям, несущим Свет знания и ведущим других людей по тому пути, по которому Они уже прошли.

                                         

 

Комментарии

Читайте также