Человеческое существо
В Бхагавад Гите человеческое существо или «тело», называется «полем», как бы намекая на полевую природу сознания человека. Вот как оно там описывается:
13.6 «Великие элементы, эго (индивидуальность), а также Разум, Непроявленное (Дух), 11 чувств и 5 сфер деятельности чувств».
13.7 «Желание, отвращение, наслаждение, страдание, тело, сознание, воля – так вкратце описывается «поле» и его составляющие». (Перевод В. Ожогина).
Теперь более подробно о каждом компоненте.
Великие элементы – это элементы «земли», «воды», «огня», «воздуха» и «эфира», из которых созданы 3 наиболее плотные оболочки человека – физическое тело, тело жизненной силы и ментальное тело. Кроме того, эти же элементы создают физический и многочисленные астральные миры.
Эго – это проявление идеи «отдельной индивидуальной сущности», или идеи «атома» – одной из четырёх первичных идей Творения. И эта индивидуальность всегда будет присутствовать в человеке, даже когда он становится единым с Высшим Существом, полностью пробудив сознании и имея такую же собственную природу как и у Высшего Духа, он не перестанет быть отдельным индивидуальным существом, но уже не будет отделённым от Высшей Природы. Как каждая волна в океане является отдельной и индивидуальной, но не является отделённой от океана.
«Истоком» этой индивидуальности в человеке является его Дух – Сверхсознательное Существо, находящееся в глубине его сущности и обладающее Разумом, который по сравнению с нашим разумом, является безграничным Сверхразумом. Изначальная природа Духа находится за пределами Майи, и поэтому она в шлоке названа «Непроявленной» в отличие от «проявленной» природы Майи.
Далее, 11 чувств – это 5 органов чувств, плюс 5 органов действия и плюс ум, который имеет полевую природу и несёт в себе способность восприятия без органов чувств, и обладающий силой Шакти как инструментом действия, без органов действия.
Затем упоминаются 5 сфер деятельности чувств – это описание свойств Природы в виде формы, цвета, звука, вкуса, запаха, и того, что познаётся через прикосновение. И каждое из 5 чувств человека действует в своей сфере деятельности.
После этого описывается присутствующий в сознании человека двойственный оценочный механизм «нравится – не нравится» или «приятно – неприятно», оценивающий взаимодействие с внешним или внутренним миром. С ним жестко связан другой механизм – желание и стремление к тому, что приятно и нравится, и нежелание и избегание того, что неприятно или не нравится. И эти механизмы двойственности, автоматически действует в сознании всех людей. А сознание, в свою очередь, присутствует в физическом теле. Кроме того, упоминается еще одна сила, присутствующая в сознании, называемая Волей, с помощью которой, у человека есть возможность превзойти вышеописанные, автоматически действующие механизмы двойственности и стать более свободным в своем выборе.
Вот так можно интерпретировать эту шлоку Бхагавад Гиты, очень кратко описывающую человеческое существо.