Брахмачарья
Под словом «брахмачарья» обычно подразумевают отказ от секса, или иногда это трактуется более широко как отказ от чувственных удовольствий. Но если глубже погрузиться в значение этого слова, то оно очень тесно связано с йогой, как соединением, а затем и единением с Высшим Духом, поскольку «чара» означает — соединение, связь, узы, путы, плен, то есть по сути «брахмачарья» — это «соединенный», «плененный» или «погруженный в Брахму», а это цель йоги. Ведь Брахма — это Высший Дух Творец, проявленный как «Слово» или Звук Ом создающий Вселенную. Этот Звук в свою очередь, является проявлением Шакти или Ананды — аспекта Блаженства. Поэтому практика слушания и единения со звуком «Анахата нады», описанная во многих текстах по йоге, является по сути практикой «брахмачарьи», то есть единением с Брахмой. И все четыре стадии погружения в этот звук, описанные в «Хатха йога прадипике», описаны в ней именно как погружение в различные уровни «внутреннего блаженства».
Поэтому «брахмачарья» реализуется прежде всего наращиванием силы «внутреннего блаженства», не зависящего от тела и его органов чувств. И в результате этого у человека уменьшается потребность в чувственных удовольствий, получаемых через тело, и происходит замещение удовольствий привязывающих к Майе, на удовольствие привязывающее к Высшей Природе и освобождающее от Майи. Что мы и видим на примере многих йогинов и святых погруженных во «внутреннее блаженство» и не интересующихся мирскими удовольствиями.
Попытки отказа от чувственных удовольствий, без создания альтернативы в виде «внутреннего блаженства», чреваты ментальными проблемами или возникновением ситуации описанной в «Бхагавад Гите»:
3.6 «Кто действия чувств обуздывает, но в уме вспоминает объекты чувств, тот ошибающийся, в обратную сторону движущимся он называется».
Практика правильного взаимодействия с внешними объектами, также описана в «Бхагавад Гите»:
2.59 «От объектов удовольствий отворачивается воздерживающийся (от Майи) воплощённый мудрец, за исключением наслаждения от них. Именно это наслаждение он возвращает назад в Высший Дух, видящий Его». (Перевод В. Ожогина.)
Иными словами, необходимо не столько лишать себя чувственных удовольствий от этого мира, сколько отделять удовольствие от объекта, и направлять его в глубь собственного сознания, к своему Духу, который является отражением Света Того самого Брахмы в первой оболочке — оболочке Блаженства, и является носителем Его качеств. И через активирование этой связи, то есть йогу, увеличивать силу проявления «внутреннего блаженства» в собственном сознании. Через этот механизм, постепенно, гармонично и реализуется то, что называется «брахмачарья».