«Вообще вся йога – это всегда компиляторство»

«Вообще вся йога – это всегда компиляторство»

Александр Новиков — хедлайнер 18-й Международной Конференции Йога Журнала, мастер йоги из Беларуси (Минск). Практикует более 25 лет, из них 18 лет преподает. Йогатерапевт (ИТСО, С. Агапкин), имеет медицинское образование по реабилитации. Прошел около 50 семинаров по современной физической терапии и реабилитации: Maitland, Muligan, SEAS, PNF и др. Обучался во многих медитативных традициях Индии и не только: Шри-видья, ашрам Свами Рамы и др.

P1233319.JPG

В рамках 18-й Международной Конференции Александр Новиков проведет практику «Медитация не от головы. Прана для медитации». Развитие «прямого» чувства тела для генерации праны. Как «быть телом» без физкультурных практик. Разделение и совмещение командной и чувствующей частей сознания. Использование праны для усиленного присутствия Я».

Представляем интервью с нашим хедлайнером.

- Сейчас практически каждый мастер с таким многолетним опытом, как у Вас, разрабатывает собственную систему практик, а иногда даже открывает новое направление в йоге. По какому методу обучает Александр Новиков?

- В работе с телом я полностью полагаюсь на научную базу и глубокие знания физиологии человека. Особенность моей практики – сначала точная постановка задач и уже под задачи подбор максимально эффективных методов. В то время, как во многих направлениях йоги, созданных в ХХ в., отталкиваются не от задач, а от того, чтобы обязательно использовать определенные упражнения, комплексы и прочее.

Если я вижу, что какие-то условно классические упражнения или режимы занятий не эффективны, или их польза сомнительна, я их не использую.

Считаю себя просто не вправе давать клиентам что-то малоэффективное и то, что может их травмировать – например стойка на голове, березка и т.д.

Современные исследования значительной пользы от стойки на голове и березки не находят, но зато они нередко вызывают проблемы с шейным отделом позвоночника.  К тому же времени на их освоение требуется много. В общем, их использование обусловлено массовой привычкой, а для меня это не аргумент.

Или например, Матсиедрасана. Айенгар написал, что она полезна для печени. Но опираясь на науку, я понимаю, что это совсем не факт. А для позвонков более полезны динамические скрутки, или асаны, где позвоночник точно вытянут – типа Париврита Триконасаны.

78.jpg

Раньше я негативно относился к самопальщикам, которые что-то свое придумывают, а сейчас я считаю, что у нас часто нет другого выхода.

То, что ты много лет сам практикуешь, то, что ты наработал за годы и то, что реально даёт эффект, а я считаю, что йога в первую очередь должна быть эффективной, именно этому и стоит обучать других. Вообще вся йога – это всегда компиляторство.

- Что Вы включаете в свою практику?

- В плане физкультуры уже много лет я занимаюсь интервальной йогой – это сочетание небольшого количества растяжки в начале и в конце практики (похоже на комплексы Шандора Ремете) и много силовых упражнений с круговым повторением. Практика достаточно нагрузочная, но по-другому, я считаю, заниматься не эффективно.

Я отношусь к Хатха-йоге как к исключительно развивающей оздоровительной физкультуре.

И такие задачи, как тренировка мышц, хорошая осанка, оптимизация гормонального фона, выделение дофамина, эндорфина и др. во время тренировки. Важно, что этот нейроэндокринный «компот» обеспечивает человеку повышенный уровень бодрости, позитива, и работоспособности в течение недели. И делает это значительно лучше, чем когда человек практикует «мягкую» йогу, и у него в жизни мало силовых практик.

Также я регулярно занимаюсь пранаямой, часто с применением специальных устройств. Еще бегаю.

- А как же работа с сознанием?

- В распространенную в йогических кругах идею о том, что с помощью Хатха-йоги можно достичь серьезного изменения сознания, я не верю. В свое время я потратил на это почти 10 лет, и сейчас считаю, что это не физкультурная задача. Поэтому я разделаю Хатха-йогу и работу с сознанием. 

Но давать релакс-медитацию или 15 минут в рамках Хатха-йоги мне совсем не интересно, поэтому я выделяю медитацию в отдельную серьезную программу.

IMG_4765.JPG

Причем я много лет пробовал добавлять к медитации научное описание, прочитал 2 полки научной литературы, это полезно, но до главного субъективного опыта, мне кажется, наука «не добивает». Например, наука не объясняет, что такое чувство Я, откуда берется самосознание.

Поэтому Хатха – для меня прямо совсем научная, а медитация во многом откровенно мистичная.

Две совсем разных «реки». А обычно, если люди их смешивают, так глубоко в обе сразу «не заплывают». 

А как Вы определяете, что такое самосознание и как его развивать?

- Это очень обширный вопрос. Грубо говоря – «присутствие себя на разных уровнях». Например, я ощущаю «поверхностный» слой, где Я намечает отдельные цели и стремится к ним, и «глубинный слой», откуда приходит Воля и соединенность со всем. Медитативная практика может усиливать симбиоз этих слоев, усиливая самосознание.

P1222477.JPG

- Вы говорите, что йога должна быть эффективной. И с точки зрения укрепления здоровья, повышения силы и выносливости здесь все понятно. А как определить эффективность медитативных практик? И когда ждать результатов?

- В хорошей методике, я считаю, за 3 месяца ты уже должен получить какие-то ощутимые результаты. За полгода – за год эти результаты должны быть уже довольно значимые. Если вы старались, а результаты за год слабые, значит нужно искать другую практику или преподавателя.

Одна из первых задач –это «стать телом».

Когда мы были детьми, для нас тело, внешние объекты и звуки – это был огромный мир, который вызывал у нас большой интерес. Но потом сформировалась вторая сигнальная система, когда мы можем абстрагироваться и генерировать у себя в голове какие-то дополнительные смыслы, что-то делать с образами. И проблема в том, что эти образы нам приходится постоянно ранжировать: что более важно, что менее важно. Мы очень много думаем, слишком многим вещам придаем значимость, и это давит. И одна из важных первых задач – сместить самосознание условно в «первую сигнальную систему», стать «котиком».

Например, практикующий должен научиться на первых порах просидеть полчаса лицом в стенку, не имея никаких задач, желаний и чтобы ему хватало своих ощущений в теле и чтобы видя пустую стенку, ему было интересно. То есть выйти на условно детский уровень, когда любой телесный или внешний сигнал интересный. И это происходит без усилий, совершенно естественным образом.  Вот я могу смотреть на свою руку и меня будет «штырить» 20 минут. Без наркотиков, прошу заметить. Это просто режим нашего сознания, который нужно активировать, научиться его включать.

Кроме того, что такой режим непосредственно повышает качество жизни, способность «уйти в простые ощущения» позволяет выйти «из головы», остановить лишние мысли.

Поначалу же нельзя выйти из головы «в никуда», а в приятные ощущения довольно легко.

Дальше мы сможем погружаться в любое дело с интересом, погружаясь в него без раздражения. Например, надо сделать уборку или пойти на работу. Тогда мы станем более гибкими, уменьшатся внутренние конфликты, воля станет более сильной.

- Это же очень прикладная практика получается. Но Вы говорите, что медитации не для всех, почему?

- Ну это же только первые шаги. Но даже здесь у практикующего должна быть «проактивная» позиция –стремление вперед. Как позывает моя довольна большая статистика преподавателя, те, кто приходит преимущественно с запросом психотерапии, из «реактивной позиции», чтобы его «попустило», стало легче, но продолжить жить по старому, они нормально практиковать не будут.

IMG_4766.JPG

Еще проблема с людьми, у которых нет смысла в жизни. Благодаря медитации они увидят это еще сильнее. И если у человека депрессия, это может опасно закончиться. Для таких людей серьезную медитативную практику можно делать только под контролем психотерапевта.

- А вы сами с чего начинали? С физической йоги или с медитаций? В 90-х ведь йога была совсем еще не популярна.

- Начинал я в 1996 г. с книжек Сидерского и Айенгара, ну и той немногочисленной литературы, которая была в конце 90-х, включая Кастанеду и пр. Но после 8 лет занятий я стал задумываться над тем, что описанных в книгах эффектов не наблюдается. Вроде сделал все асаны и комплексы, стойка на руках с лотосом, пятки на лоб в прогибе, и т.д, практиковал пранаямы, очистительные процедуры, вегетаринанство. Но жизненной энергии и понимания себя почти не прибавилось. Тогда других подходов не было, но сегодня я вижу, как люди часто практикуют по тем же подходам, и теряют в эффективности. Но каждому свое.

P1222152.JPG

В 2003 г. на фестивале йоги в Крыму я познакомился с Сергеем Агапкиным. Позже я подошел к нему с вопросом о том, что «после прочтения нескольких научных книг я вижу много расхождений между научной информацией и популярными идеями йоги по ее влиянию на организм». И он мне всю ночь рассказывал научное описание йоги. Я стал приглашать его в Минск, отучился на йогатерапевта, на медицинского реабилитолога и давно много сил отдаю самообразованию в этой сфере. 

А как вы учились медитации?

- Я много обучался медитативным техникам в Индии и в СНГ.

В Индии изменениям сознания обучают не через логику, а «сонастройкой».

Гуру может за 5 минут «подвинуть» тебе сознание на несколько дней, и это не гипноз. И зачастую даже реализованные мастера не могут объяснить свою практику. Например, один известный учитель показывал мне всякие факирские штучки: по нему проезжал автомобиль, он ложился ногами на один стул, плечами на другой, а на него сверху клали бетонную плиту и еще долбили по ней кувалдой. Я все это видел собственными глазами. И вот я спрашиваю: «Ну а как ты все это делаешь?» А он отвечает: «Все дело в пранаяме». И оказывается, что я делаю ту же пранаяму, но «фокусы» не могу. Тогда учитель решил, что это все таки не от пранаямы, но объяснить он не может

Важно понимать, что мистическая реализация — это совсем не то, что не техники управления вниманием в научном смысле.

IMG_4764.JPG

Я считаю, что как в научном плане есть общий язык и база данных, в духовно-мистической сфере тоже хорошо было бы создать какой-то общий язык, который бы объединил разные школы и дал возможность максимально понятно объяснять людям именно духовную сторону практики. Сейчас часто либо объясняют поверхностно, либо не понятно. Все  наработки и уникальные методы, которые есть у каждого мастера и которые помогают продвинуться в чем-то конкретном, все это нужно объединять и интегрировать.

У нас непочатый край совместной работы, поэтому такие конференции, которые организовывает Йога Журнал, очень важны, и я с радостью еду. Увидимся 4-5 июня.