«Важно понимать йогу не как спорт, а как образ жизни»
Вишну Шаран Шукла — один из хедлайнеров нашей большой конференции, которая пройдет 4 и 5 июня в Москве.
В преддверии мероприятия мы поговорили с ним о его преподавательском пути, о развитии йоги в России и о том, как сохранять внутреннюю стабильность в современных условиях жизни.
В вечер накануне нашего интервью, я побывала на необычной практике, которую организовывал Вишну в честь дня рождения Будды. В Петербурге, на Петроградской стороне, в камерном пространстве появлялись все новые и новые люди. Казалось, что в небольшой комнате уже совсем негде расстелить коврик, но ученики продолжали приходить и каждый находил себе место. Широкая и искренняя белоснежная улыбка преподавателя приветствовала всех пришедших. И вот, под первые струнные звуки волшебной ситары пространство начинало заполняться атмосферой светлого спокойствия. Постепенно мы все оставляли свои мысли за пределами комнаты и под чутким руководством Вишну направляли свое внимание внутрь после очередного насыщенного городского дня.
В этом особенность классов Вишну: они заполняются очень быстро, но каждый ученик получает свой лучик внимания и доброты.
На следующий день мы встретились с учителем, чтобы поговорить о том, как ему это удается и как человек может сохранять спокойствие в современном мире, даже находясь вне йога-класса.
— Вишну, расскажи, пожалуйста, немного о себе и о том как ты оказался в России.
— Я приехал в Россию в 2014 году перед самым Новым Годом. Приехал я не ради работы и даже не ради йоги. Моя невеста пригласила меня познакомиться с русской культурой, людьми, обычаями, так как мы давно встречались и собирались пожениться. Поэтому я, конечно, согласился.
Сперва я не знал, чем точно я буду тут заниматься, потому что у меня вообще много профессий: я программист, также я специалист по Джйотиш. А еще в Индии я преподавал уроки фотографии и работал фотографом.
— И как же из всего этого разнообразия ты выбрал именно путь учителя йоги в России?
— В 10-летнем возрасте мой отец отправил меня регулярно посещать Ашрам к гуру в городе Аллахабад (к слову, где проходит Кумбха Мела, схождение садху со всей Индии) и получать истинные знания о йоге, философии и аюрведе. Так йога с детства стала неотъемлемой частью моей жизни.
По приезду в Россию, немного осмотревшись, я понял, что именно йога наиболее интересна и востребована для российской реальности. Тема Джйотиш не так популярна и только приобретает свою известность, а для работы программистом тогда мне не хватало знания русского языка, чтобы устроиться в местную компанию.
— Помнишь ли ты как прошел твой первый урок в России и что стало для тебя сюрпризом?
— Мы с женой в это время жили на Петроградской и там как раз рядом был йога-центр «Зеленая Тара». Я просто пришел, рассказал о себе и предложил стать у них преподавателем. Они сразу согласились. Так в 2015 году произошел мой первый урок в России. На него пришло сразу целых 40 человек, потому что тогда учитель из Индии было чем-то совсем новым и, можно сказать, экзотическим.
Люди на этот класс пришли подготовленные, они практиковали и раньше. Но это была совсем другая йога, она сильно отличалась от той, которую собирался дать им я. Их йога была очень активной и скорее походила на силовые упражнения.
Я же хотел больше рассказывать и посвящать людей в тонкости культуры и философии, обучать пранаяме и медитации, профессиональной практике настоящей Хатха-йоги. Даже моя Шавасана отличалась от той, к которой они привыкли.
После урока я получил много интересных отзывов. Оказалось, что мой формат занятий был слишком спокойным и размеренным. На следующий урок пришло уже 20 человек. Но я не расстроился, а просто я понял, что тут есть своя специфика восприятия йоги. Я постарался адаптировать занятия под этот запрос, создал какой-то гибридный формат.
Это помогло мне и моим новым ученикам понять друг друга.
— А как ты думаешь, почему русским людям тогда была так важна силовая часть и есть ли в местном контексте какая-то особенность восприятия йоги в целом?
— Я думаю, что это особенность не только российская, но и в широком смысле «западная». Люди используют йогу как спорт и хотят сразу получать визуальный результат — кубики на животе или стойку на руках. Они увидели где-то на фотографии и решили, что им тоже такое надо. Но ошибка заключается в том, что они хотят достичь этого именно силой, а не хотят изучать философию и проходить настоящий путь йоги. Это не потому что они глупы, а потому что у них попросту нету истинных знаний о том, что такое настоящая йога.
Часто бывает так, что учителя йоги дают мало информации о том, что такое мудры, бандхи, крийя, пранаяма, уделяя внимание лишь асанам. В то время как асаны — это только лишь один из многих и не самый значимый аспект йоги. Каждый учитель дает ту йогу, которую знает и понимает сам. Если для учителя йога — это только физические упражнения, то он и будет это давать своим ученикам и у них формируется соответствующее представление.
Поэтому я всегда стараюсь включать в свои занятия рассказы о философии и других аспектах. Например, о дыхательных практиках, о том, как они помогают успокаивать ум, как влияют на парасимпатическую систему и о том, почему важно дышать и практиковать не только с учителем, но и с самим собой. Люди заблуждаются, когда думают, что если они приехали на занятие, то они практикуют.
— Что изменилось с тех пор и какие классы ты ведешь сейчас?
— Сейчас я веду совершенно разные занятия: например, базовые курсы для будущих преподавателей при Generation Yoga School, а также провожу занятия в Генеральном Консульстве Индии для начинающих и продолжающих, корпоративную йогу для различных компаний.
Также я сотрудничаю с организацией «Вечная молодость». Мы проводим научные исследования и помогаем решать проблемы людей со здоровьем при помощи йоги и йогатерапии. Также у меня есть своя школа, которая называется Vishnu Yoga Research School. Там я рассказываю о форматах и видах йоги для широкого спектра потребностей: йогатерапия, йога для беременных и др. В общем, стараюсь развивать культуру йоги совершенно для разных направлений.
Летом я провожу классы в парках и общественных пространствах: Севкабель, Таврический сад, Марсово поле, делаю йога-выезды. Анонсы обычно бывают в социальных сетях. Подписывайтесь на мою группу Вконтакте https://vk.com/yogasanskrit или личную страницу в https://vk.com/vishnushukla, чтобы не пропустить.
— Как ты думаешь, есть ли какие-то культурные особенности, которые могут затруднять практику и принятие философии йоги?
— Я бы сказал, что есть одна особенность, которая также касается всего западного мира. В Индии и в Азии мы очень уважаем своих учителей в широком смысле: учителей, родителей. Я чувствую, что у западного человека нет способности искренне и полностью отдаваться доверию и благодарности учителю. Он больше привык все подвергать сомнению.
В таком случаем превалирует эго, которое как будто затмевает ясное сознание. Благодарность другим всегда опускает наше эго на второй план. Только испытывая настоящую благодарность, можно стать открытым, чтобы принять и сохранить знание.
Но, конечно, так нельзя сказать обо всех людях в одной стране или одном городе, везде есть совершенно разные умы.
Разобраться с этой проблемой очень помогает философия йоги. Когда мои ученики начинают читать древние тексты, они начинают понимать связь ученика и учителя, правильное отношение к гуру, они перестают сомневаться в глобальном смысле.
И тогда вы начнете чувствовать себя свободным человеком, который никому ничего не должен. В этот момент вам захочется отдавать, а это и есть настоящая йога.
— Часто я слышу от людей о том, что им сложно поддерживать стабильную практику из-за насыщенного расписания ежедневных дел. Можешь ли ты дать совет тем, кто хотел бы сделать йогу частью своей жизни?
1. Практикуйте сами с собой, как я уже говорил.
2. Выделите какое-то место для себя дома или в офисе и каждый день по 5-10 минут делайте самые простые вещи. Это может быть комплекс Сурья Намаскар или просто разминка, в которой вы уделите внимание вашим суставам и раскрытию грудной клетки. Можно делать дыхательные упражнения, например, капалабхати утром или успокаивающие практики вечером. А если у вас совсем нет настроения делать упражнения, то вы можете просто почитать хорошую книгу о йоге. В Индии мы говорим, что место дает силу. Поэтому очень важно создать для себя такое место самому и каждый день делать в этом месте хоть что-то. Не надо сразу ставить себе сверхцели заниматься полчаса или час. 10 минут для начала вполне достаточно.
Вы увидите, что постепенно это место само начнет возвращать вас к себе и будет давать вам силы, так вы снова и снова будете оказываться на коврике.
—Также многие в последнее время жалуются на отсутствие жизненной энергии. Есть идеи, с чем связан этот популярный недуг?
— Мне кажется, так происходит, когда человек не впускает в свою жизнь ничего нового. Происходит своего рода застой. Если ты делаешь новые вещи — то это дает ощущение, что ты молодой. А если старые — то получается и ощущение, что ты сам старый.
— Есть мнение, что нужно посвящать практику какому-то человеку или намерению. Как ты относишься к этой идее и кому предложил бы посвящать практику ты сам?
— Я считаю, что надо посвящать практику самому себе. Йога — это самообучение осознанности и концентрации внутри. Это сейчас очень нужно каждому, потому что слишком много всего происходит во внешнем мире и большую часть времени наше внимание направлено вовне.
Одна из практик, которую я люблю давать своим ученикам в качестве домашнего задания, — это смотреть в зеркало дома. Просто 7-10 минут человек должен смотреть на свое отражение, изучать себя, ничего не говоря. Оказывается, что это очень сложно и очень важно. В современном мире мы мало времени даем себе. Уделить время и внимание себе — это не смотреть кино или листать соцсети, лежа на диване, а именно говорить с собой, задавать вопросы, общаться с собой.
— Несмотря на то, что ты учитель йоги, ты тоже наверняка сталкиваешься с усталостью и стрессом. Что помогает тебе поддерживать свой ум ясным и спокойным?
— Конечно, я как и любой человек иногда устаю и хочу отдыхать, лежать и делать ничего. Тогда я стараюсь просто не думать и создавать пустотность сознания. Проблема современного человек в том, что он привык постоянно думать. Но только, если делать паузы, можно стать открытым чему-то новому. Дело в том, что если вы постоянно находитесь в колебаниях своего ума — значит вы не находитесь там, где вы есть сейчас на самом деле. Вы вообще как будто нигде не находитесь, потому что ваши мысли далеки от настоящего: они либо в прошлом либо в воображаемом будущем. Поэтому я стараюсь всегда делать только одну вещь и не задерживать мысли в своей голове.
Это практика осознанности, которая в том числе работает в йоге. Все, что я практикую на коврике, я переношу в жизнь. Если я во время йога-практики фокусируюсь на конкретном ощущении в мышце, то и в жизни я фокусируюсь на одном конкретном деле.
— А сложно ли тебе сохранять позитивный настрой в плохую погоду или на фоне плохих новостей?
— Нет, я думаю что позитивный настрой — это про то, что есть у тебя внутри. Никто не может отнять твоего положительного взгляда на мир. Я верю только, что ты сам у себя можешь отнять это. Только ты можешь влиять на это свои реакции. Иногда люди говорят: «вы мешаете мне», в то время когда они сами себе мешают.
— В Индии все практикуют йогу?
— У нас йога — это духовный путь и каждый практикует свою йогу. Не обязательно на коврике.
— Но не любой индус может быть преподавателем йоги?
— Конечно, нет. Просто я такой человек, у которого всегда было много вопросов и я с детства искал на них ответы. Я был беспокойным ребенком и пытался разобраться, как все устроено. Я начал практиковать йогу в 10 лет в специальном Ашраме с моим учителем. Он подробно отвечал на мои вопросы о жизни. Это давало мне все больший интерес к миру и в какой-то момент мне захотелось поделиться этими знаниями. Когда я был маленький, я даже хотел открыть магазин под названием «Ответ на все вопросы», потому что я думал, что знаю все об этом мире, как и любой ребенок.
Когда ты ребенок, то ты воспринимаешь все однозначно, ты чувствуешь мир буквально, у тебя нет сомнений и тысячи колебаний.
— Приобщаешь ли ты своих детей к практике?
— Да, моей старшей дочери 6,5 лет, и она иногда разворачивает свой коврик рядом и присоединяется к моим занятиям, показывая какие позы она умеет делать. Обычно это очень весело :)
— Почему вы с семьей решили жить в России, а не вернуться, например, в Индию?
— Я увидел тут свою миссию, увидел, что тут действительно не хватает источника знаний о настоящей йоге. Конечно, иногда я скучаю по Индии, по индийским фестивалям. Поэтому я сам их тут организую. Получается, что хорошо всем: и мне, и людям.
Я рассматриваю Россию как страну своего высшего предназначения, потому что я вижу, как люди благодарны за знания, которые я им даю. Я часто вижу как люди, страдающие от стресса и страха, делятся со мной своими переживаниями и им становится легче от практики настоящей йоги.
— Заметил ли ты за время своей жизни в России, что тема осознанности в целом становится все более популярной. Как думаешь, с чем это связано?
— Да, я наблюдаю уже больше 7 лет за тем, как практика йоги действительно становится популярной не только в Москве и Петербурге, но и в маленьких городах. Я путешествовал по стране и видел это сам. Думаю, что это настоящая революция. Так происходит, потому что многие люди проживают похожий стресс. И йога — это то, что может помогать всем. Каждому по-своему, но помогает. Каждый человек может найти свой комфорт и возможности и главное — спокойствие.
— Сейчас ты планируешь сделать йога-тур на Алтай?
— Да, мы планируем прекрасное эклектичное путешествие, которое пройдет 28 июля-5 августа и соединит в себе йогу и шаманские музыкальные практики. В туре будут различные мастер-классы, культурные мероприятия. Если кто-то хочет присоединиться, то можно написать мне в телеграм (@Vishnulogy) и я расскажу подробности. Также до пандемии 2 раза в год я устраивал туры в Индию. Надеюсь, что скоро получится возобновить эту традицию.
— Что ты планируешь рассказать на Конференции?
— У меня будет два очень интересных класса. Первый — это пратта хари йога. «Пратта» — переводится как убирать, а хари — «питание». Имеется ввиду, конечно, ментальная пища — информация, которую мы воспринимаем. На занятии мы будем учиться останавливать свои колебания через органы чувств, чтобы получить контроль над сознанием. Это довольно необычная практика.
Другая практика — Рудр йога. Рудр — это древнее имя Шивы. Это секретная практика, которую знают немногие даже в Индии. Я получил знания о ней от своего учителя и адаптировал ее для современного человека. Она состоит из трех частей, в ней будет много дыхательных и медитативных техник для расширения сушумны — главного канала в нашем теле.
— Что бы ты хотел пожелать будущим участникам Конференции?
— Желаю всем отличной практики со мной и с другими преподавателями. Эта Конференция — новые возможности для вас всех. Благодарю каждого, кто присоединится!