Практикуйте медитацию Атма Вичара.
Имеет успешный опыт социальной реализации как управленца в бизнесе, исполнительной и законодательной власти, научно-исследовательской работе. Учился у выдающихся мастеров и учителей России и Азии. Основной учитель (Гуру) по гималайской йоге — Пилот Баба Джи (Сомнатах Гири).
В течении 9 лет ежегодно проводит в Индии по 4-8 месяцев, обучаясь йоге, глубоким знаниям и путешествуя по святым местам. Имеет статус садху (йогин — монах) ордена Джуна Акхара в Индии. В настоящий момент делится опытом, накопленным более чем за 30 лет освоения секретов древней мудрости и применения их в современной жизни.
Автор методических программ о жизненной эффективности. Наставник.
По мнению Алексея Гаршина наиболее эффективным является опыт переживания самадхи. При этом исчезнут навсегда все страхи беспокойства и какие-либо тревоги — так считает мастер. Но это доступно не всем.
Краткосрочно (сейчас) снять тревогу или паническую атаку поможет полное йоговское дыхание или нади шодхана пранаяма (выполнять от 5 мин и более).
Более долгий и глубокий эффект даёт медитация. Рекомендую взять какой-то из вариантов медитации Атма Вичара (описание в конце материала). Регулярная практика носит накопительный эффект, приближает к переживанию самадхи и увеличивает состояние покоя, мудрости и гармонии не зависимо от внешних обстоятельств.
Если у человека есть только 10-15 мин в день на практику, Алексей Гаршин советует не забивать голову неуместными вопросами и продолжать жить как и раньше, пока не созреет реальная необходимость что-то поменять в лучшую сторону.
«За 15 мин в день вы не приобретете даже самый простой навык в чем-либо. Можно научится готовить за 15 мин в день? А рисовать? А выучить язык? А плавать? А что можно?», — уверен Алексей Гаршин.
«У меня не осталось страхов, тревог и беспокойств вообще. Пребываю в состоянии перманентного счастья и гармонии. Внешние факторы и обстоятельства практически не влияют на моё состояние. Это состояние жизни достижимо, но требует веры, усилий и постоянства в практике и образе жизни», — Алексей Гаршин.
Медитация Атма-вичара — это поддержание непрерывной внимательности к осознаванию внутреннего чувства «Я» (ахам-вритти).
Вариант выполнения медитации сидя
Дыхание: пусть течет непринужденно.
Взгляд: глаза полуприкрыты.
Сознание: расслабленное, раскрепощенное, но бдительное, оно не следует за мыслями.
Метод: направив внимание внутрь, полностью сосредотачиваемся на чувстве «Я».
Сядьте в правильную позу. Выпрямив спину, сконцентрируйтесь на внутреннем чувстве «я».
Если не удается уловить его, то чтобы вызвать его, задайте себе вопрос: «Кто я?». Задав вопрос, старайтесь почувствовать тонкую вибрацию внутри вашего сознания. Она называется «ахам-вритти». Держитесь ее, не отвлекаясь ни на что.
Длительная практика удерживания «ахам-вритти», т. е. внутреннего чувства «я», приводит к связи со сверхподсознанием.
Когда придут посторонние мысли, вы не должны захватываться ими, спрашивая себя: «Кто это думает?» Если у вас возникнут образы, вы также должны задавать себе вопрос: «Кто наблюдает эти образы?» Задав вопрос, вы получите ответ: «Я» или «для меня». Получив ответ, вам необходимо спросить: «А кто я?», снова возвратившись к изначальной вибрации «ахам-вритти».
Старайтесь не думать «Кто я?» или «я» на уровне мыслей, а осознавать «я» без мыслей. Это самый важный момент в медитации.
При правильном выполнении Атма-вичары вы испытываете изменения сознания, давление в брахмарандре или свет.
Вритти — это модификации ума, т. е. движения вашего сознания. Они возникают из-за наших ложных отождествлений с внешними объектами. Из них «Ахам-вритти» («я-мысль») самая главная, т.к. она связана с Истинным «Я». Держитесь ее, пока не придут посторонние мысли.
Затем начните процесс снова. Углубляйте это состояние.
Приняв неподвижную позу тела, мы исследуем «Я», закрыв глаза, концентрируясь на чувстве «Я». Внезапно мы обнаруживаем пустотную природу «Я», а все наши страсти и мысли не имеют под собой основы.
Вновь и вновь исследуя в медитации ум, мы обнаруживаем пустотность «Я». В один миг мы теряем все иллюзии разом.
Когда возникает видение или слышание, мы исследуем: «Кто слышит? Кто видит? Кто переживает радость и горе?». Ответом будет: «Я». Если же мы всматриваемся в «Я», пытаясь найти некое отдельное самосущее «Я», мы убеждаемся, что «Я» не имеет собственного существования. Ум есть в связи с объектами. Объект есть только тогда, когда есть воспринимающий его ум. Все существует зависимо от ума. Ничто не существует независимо от ума. Демоны, добрые божества и злобные духи, люди и горы — это лишь видимые проявления ума, они лишь кажутся истинно существующими. Однако, кроме обманчивых проекций, нашего «Я» здесь никогда не было.
Когда, так исследуя в медитации «Я», не обнаруживаем совсем ничего, словно глядя в пустое пространство. Пробуждается невыразимое, пустотное безмятежное осознавание без субъекта и объекта. Оно самосияюще, лучезарно, наполнено покоем. Это естественное состояние изначально чисто и свободно, оно является Творцом Всего. Звезды, земля и небо, деревья и горы, все видимое является его проявлением. Все зависит от него.
Вариант выполнения медитации в движении
Необходимо непрерывно сосредотачиваться на чувстве «я» во время ходьбы, а также во всех других ситуациях. Постоянно вспоминая себя, раскрывается естественное состояние.
Ученик выполняет практику самоисследования, анализируя ум и концентрируясь на чувстве «Я» во время ходьбы, стояния, сидения, работы, еды и разговора. В процессе такого самоисследования он дает ответ на вопросы: «Откуда мысли приходят? Куда исчезают? Имеет ли «Я» цвет и форму? Существует оно или не существует?» Мы пытаемся проследить источник мыслей, тот единый центр, откуда они появляются, чтобы обнаружить наше «Я» в его основе. Задавая себе вопрос: «Откуда приходят мысли?», мы получаем ответ: «от «Я». Когда мы спрашиваем себя: «Кто «Я»? и сосредотачиваемся на этом «Я», мы не можем обнаружить ни «Я», ни того, кто его ищет. Когда вновь и вновь мы продолжаем исследование, мы приходим к осознанию пустоты нашего Ума. Ум пуст и подобен пространству.
«Воистину, ум подобен пространству, он кажется направленным во всех направлениях, он кажется превосходящим все, он кажется всем, но, в действительности, ум не существует».
На более продвинутых стадиях созерцания практикующий использует различные санкальпы — установки в сознании, к примеру, «Это сон», «Чистое видение» и прочие. Но независимо от того, какая санкальпа используется, важен принцип внимательности, который вырабатывается на начальных стадиях практики при наблюдении за телом и умом.
Более подробно о практиках созерцания в движении с опорой на санкальпы можно прочитать в книгах «Путь божественного сознания» («Праджняна дивья марга») и «Фундаментальные практики Лайя-йоги».
Материал подготовила Алена Антонова.